В ночь с 5 на 6 декабря в Голландии отмечают главный зимний праздник - день Святого Николая. Культ этого святого пришел в Северную Европу в эпоху испанского завоевания.
Сегодня, 300 лет спустя, Голландия - единственное европейское государство, где 90% коренного населения предпочитают этот праздник Рождеству.
Вечером 5 декабря голландские семейства собираются за праздничным ужином. Дети выставляют у каминов башмаки, куда добрый дедушка Синтерклаас (очень похожий на русского Деда Мороза) или его чернокожий помощник Шварте Пит (молодой мавр в ярком камзоле и берете с пером) обязательно положат подарок. В этот день в Голландии неофициальный выходной, закрыты многие магазины и школы.
Хенк Ван Хаут, директор ассоциации начальных школ ХСВ, рассказывает: "Конечно, этот праздник возник на религиозной основе и приобрел популярность в Голландии во времена испанского завоевания. По преданию, святой Николай жил в городе Мира в Турции и был очень богатым человеком", сообщает "Благовест-инфо" со ссылкой на Би-Би-Си.
"Он содержал целую армию слуг, большинство из них были родом из северной Африки, из арабских стран. Поэтому до сих пор по традиции у Зварте Питов должны быть темные лица. Всю свою жизнь святой Николай помогал неимущим, особенно, бедным детям. Поэтому и возник обычай дарить детям подарки в день Cв. Николая", - добавляет Ван Хаут.
По словам Ван Хаута, с годами день Синтаклааса превратился в народный голландский праздник. Это очень живая и мощная национальная традиция.
Ван Хаут продолжает рассказ: "Я преподавал в международных школах в Египте, Брунее. Там, где есть голландские общины, в школах всегда стараются отметить этот день. Хотя, я помню, у нас иногда возникали проблемы с родителями из других стран, которые высказывали озабоченность, потому что Зварте Питы - чернокожие. Приходилось объяснять им историю Синтаклааса..."
По мнению директора ассоциации начальных школ, в современном мультикультурном и многонациональном голландском обществе Синтаклаас чтут как государственную традицию. "По-моему, нет ничего плохого в том, что в мультиэтнической стране сохраняются исторические традиции. В инструкции министерства образования Нидерландов сказано, что все дети, проживающие на территории страны, должны приобщаться к голландской культуре и изучать голландский язык".
Исламский фактор
Однако многим жителям современной Голландии праздник Синтерклаас представляется чужеродным обычаем. Из 16 миллионов голландцев почти миллион исповедует ислам.
Мохаммед Шамси, голландский бизнесмен и президент Мусульманского информационного центра рассказывает: "Я живу в Голландии уже 45 лет. Я приехал сюда из Пакистана в июне 1961 года, а в декабре, помню, увидел какой-то праздник на улице - я в жизни ничего подобного не видел! Я был изумлен: все эти Зварте Питы, Синтаклаас..."
"Мне это показалось очень необычным, - продолжает он. - Потом я женился на голландке, моя жена стала одной из первых женщин в Голландии, принявших ислам. Наши внуки ходят в голландскую школу, конечно, они поют песенки про Синтаклааса и получают подарки в этот день.
Однако, ситуация Мухаммеда отличается от той, в которой живет сегодня большинство молодых мусульман, у которых нет опыта повседневного общения с коренными голландцами. "Большинство из них приехали из Морокко, Турции, Пакистана. Они ничего не знают об этом празднике", - объясняет он.
По мнению Мухаммеда Шамси, мусульманское население страны остается в культурной изоляции и предпочитает придерживаться собственных традиций и обрядов. Для местных мусульман Синтерклаас - типично голландское мероприятие, к которому они не имеют отношения.
"Видите ли, это проблема культуры. В Голландии молодые мусульмане должны попытаться понять местную культуру. Мы не должны относиться к празднику Синтаклааса как к чисто голландскому..." - посетовал президент Мусульманского информационного центра.
Экономика против догмы
Между тем, в предпраздничной суете на улицах Гааги выяснилось, что далеко не все голландцы, спешащие в оставшиеся до прихода Синтаклааса часы закупить уже уцененные шоколадные буквы-инициалы и обязательные миндальные кренделя, знают о религиозной подоплеке праздника.
Семь из десяти покупателей праздничных даров заявили, что Синтерклаас не христианский, а народный голландский праздник. Еще сложнее оказался вопрос о том, откуда приезжает в Голландию Синтерклаас со своими слугами Шварте Питами. Любой голландский младенец знает, что любимый Синтерклаас привозит подарки по морю на корабле. Но откуда приплывает корабль?
Мнения разделились поровну между Испанией и Турцией. Вопрос о происхождении народного святого заставил чинное голландское семейство остановиться посередине улицы и яростно заспорить. "Что ты, мама! - кричала девочка-подросток. - Конечно, Синтерклаас приезжает из Турции, а не из Испании!"
Почему же в стране, где 40% населения считают себя атеистами, 20% - протестанты, а 6% - мусульмане, день католического святого до сих пор считается любимым зимним праздником? Как всегда в Голландии, экономические интересы берут верх над догмой.
Хенк Ван Хаут считает, что сегодня над "продвижением" святого Николая работают голландские коммерсанты. "Торговцы заинтересованы в том, чтобы народ продолжал отмечать Синтерклаас. Этот праздник приносит прекрасную прибыль. Каждый год газеты пишут о росте сезонных праздничных продаж!"