Хотя учебный курс "Основы религиозной культуры и светской этики", который преподается в школах 19 российских регионов с 1 апреля этого года, вполне устраивает родителей школьников, эксперты не разделяют их восторгов.
Социологический опрос среди родителей проводился, как уже сообщалось, агентством социальных технологий "Политех" по заказу Общественной палаты РФ (ОП РФ). Большинство опрошенных положительно относятся к курсу, считают, что предмет был необходим с воспитательной точки зрения и соответствует нуждам школы. Треть родителей утверждают, что с тех пор, как дети стали изучать новую дисциплину, они стали более воспитанными и лучше относятся к близким. Михаил Романов из агентства "Политех" отметил, что результаты отражают реальную картину. Он, в частности, восхищается учителями на местах, которые сумели справиться с такой сложной возложенной на них задачей.
Однако эксперты, наблюдающие за апробацией курса, уверяют, что не все так гладко, отмечается в публикации "Московского комсомольца" во вторник.
Как заявила член ОП РФ Алла Гербер, "учителя школы полностью не готовы к преподаванию этого предмета". Им "спустили сверху распоряжение, что этот курс должен читаться детям 4-го класса, а в этом возрасте дети еще плохо оперируют понятиями, которые им предложили выучить", считает она.
По мнению Гербер, в ситуации острой ксенофобии все религиозные вопросы очень опасны. Для того, чтобы сплотить общество, нужно преподавать историю всех религий, а не идти по модульному подходу, когда родители выбирают для детей отдельные религии, уверена она.
Как отмечается в публикации "МК", в начале эксперимента было обучено 1000 педагогов, которые разъехались по всем регионам и обучили методике преподавания еще 15 тысяч своих коллег. Учебники по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики" были готовы за 4 месяца. К учителям они попали только за неделю до начала занятий. А в Пермской и Костромской областях учебник и вовсе в глаза не видели.
По словам экспертов, подготовить за такой короткий срок учебные пособия отказались лучшие религиоведы. В результате книги вышли "сырыми", с ляпами и нестыковками. Члены Общественной палаты обратили внимание, например, что в курсе ислама нет раздела про шиитов. В некоторых не соответствуют подписи к фотографиям. Например, написано, что одежда для мусульман закрывает все тело, а на фотографии нет ни тела, ни одежды, только голова. Раздел об иудаизме проиллюстрирован изображениями мусульманского быта.
Разумеется, со временем ляпы устранят, все регионы обеспечат необходимыми материалами, а учителя привыкнут. Пока предмет детям нравится - оценок не ставят, домашнее задание не задают. Только вот слишком много незнакомых терминов, сложно пятиклассникам пока все это усваивать. Главное, чтобы после эксперимента при введении курса постепенно учитывались все пробы и ошибки, без исключения, отмечает "МК".