В Москве прошел семинар "Ответственность духовенства и мирян за Церковь в годы советских гонений"
blagovest-info.ru

Целую серию встреч и семинаров, приуроченных ко дню Собора новомучеников и исповедников Российских, отмечаемого 7 февраля, проводит в разных городах России Преображенское содружество малых православных братств. Члены содружества ставят своей задачей не только изучить разные аспекты опыта новомучеников и исповедников Российских, но и осмыслить их с точки зрения задач современного церковного возрождения. Подобная серия мероприятий проходит в содружестве не первый год, сообщает "Благовест-инфо".

В минувшую субботу в Архангельске состоялся вечер памяти новомучеников и исповедников Русского Севера "Мы верим в общение святых". 7 февраля Тульская Иоанно-Предтеченская община Преображенского содружества малых православных братств провела экскурсию по местам, связанным с жизнью и служением священномучеников епископов Игнатия (Садковского) и Никиты (Прибыткова), которые возглавляли Белевскую кафедру в годы репрессий, обновленческого раскола. В этот же день в Москве Свято-Сергиевское, Благовещенское и Успенское малые православные братства организовали встречу памяти архимандрита Тавриона (Батозского) – исповедника веры, проведшего около 30 лет в тюрьмах и лагерях.

8 февраля в Воронеже по приглашению малого православного братства во имя свт. Тихона Задонского в вечере "Убитые по нашему согласью…" примут участие поэт, филолог, переводчик Ольга Седакова и историк Церкви, библеист, доцент РГГУ, преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ) Анна Шмаина-Великанова.

9 февраля в Санкт-Петербурге, в музее А.А. Ахматовой в Фонтанном доме, состоится встреча со священником Павлом Адельгеймом, посвященная священнослужителям, сосланным в Среднюю Азию – "Господа "ташкентцы". Многих из них отец Павел знал лично. Организаторы встречи – Свято-Петровское малое православное братство. К каждому семинару члены братств готовились, предварительно изучая документы, связанные с новомучениками и исповедниками российскими.

6 февраля в Москве, в часовне Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ) Свято-Георгиевское, Крестовоздвиженское и Покровское малые православные братства и братство во имя Новомучеников и исповедников Российских провели семинар "Ответственность духовенства и мирян за Церковь в годы советских гонений". "Опыт новомучеников и исповедников Российских пока не востребован нашей Церковью, потому что он еще не осмыслен", – сказала, открывая семинар, преподаватель СФИ Светлана Чукавина.

По ее словам, сегодня, когда Церковь возрождается, важно говорить об ответственности верующих за Церковь, помня о времени гонений, когда человек не мог в Церкви "просто быть", но должен был заплатить за верность Христу и Церкви свободой, а часто и жизнью.

Завкафедрой СФИ, кандидат исторических наук Константин Обозный выступил с докладом о церковно-государственных отношениях в свете изменяющихся представлений о "симфонии" в первой половине ХХ в. Историк показал, как в церковной мысли этого периода развивались два направления: сторонники первого настаивали на полной независимости Церкви от государства, а последователи второго желали для Церкви государственной поддержки.

С точки зрения двух этих экклезиологических концепций был по-разному воспринят ленинский Декрет об отделении Церкви от государства; Поместный же Собор в 1918 г. принял "компромиссное решение": Церкви нужна свобода, но она вправе рассчитывать на государственную поддержку. Как было отмечено в докладе, большинство церковных иерархов положительно оценивали Декрет до тех пор, пока не стала очевидной "сатанинская" природа большевистской власти. Ко времени Декларации митрополита Сергия (Страгородского) (1927 г.) его оппоненты в Церкви полностью осознали "гибельность идеологии симфонии в новых условиях", что подтверждает ряд посланий, проанализированных автором доклада.

В ходе обсуждения доклада была затронута тема обновленчества и "новообновленчества" (как называли линию митрополита Сергия "непоминающие"). Как подчеркнул ректор СФИ, духовный наставник Преображенского содружества малых православных братств, священник Георгий Кочетков, в основе этих трагических отступлений 1920-х гг., как и любого обновленчества, лежит "отсутствие веры в Церковь" и, таким образом, отвержение Символа веры.

С этой точки зрения он рассматривает и "симфоническое" церковное мышление с его надеждами на "новые возможности", которые дает тесное сотрудничество с государством, и "второе восстановление патриаршества" Сталиным в 1943 г., и "желание выстроить жесткую вертикаль в Церкви" в любые времена. "Константиновский ("симфонический". - Прим. ред.) пласт церковной истории выработан, хотя есть мощнейшие попытки его воскресить. Невозможно сейчас строить жизнь по принципу неверия в Церковь", – сказал Георгий Кочетков.

Сотрудник СФИ, бакалавр богословия Ольга Филиппова выступила с докладом "Епископское служение и спектр пастырских задач епископов-новомучеников". По ее словам, епископское служение, начиная с 1917 г., понималось всем церковным сообществом "как кратчайший путь на Голгофу": как говорил митрополит Петр (Полянский), соглашаясь на хиротонию, человек подписывал себе смертный приговор. Разнообразная пастырская деятельность епископов в новых условиях, которую проанализировала докладчица, а также самоотверженная ответственность мирян за своих пастырей является подтверждением этих слов.

Преподаватель СФИ Светлана Чуканова сделала сообщение о деятельности и трудах Василия Экземплярского – одного из самых интересных богословов и церковных писателей начала ХХ века. Автор сосредоточилась на размышлениях о литургической реформе и возрождении общинной жизни в трудах В. Экземплярского, основой для которых послужило его участие в общине священномученика Анатолия Жураковского.

Бакалавр богословия Сергей Озерский в сообщении "Ответственность за сохранение аскетической традиции в Церкви в ХХ в." рассказал о тайных монашеских общинах периода гонений как о "масштабном явлении". Он привел множество мало известных фактов из жизни тайных православных общин: некоторые из них "маскировались" под сельхозкоммуны, другие скрывались в настоящих катакомбах, иные прятались в горах. "Милости хочу, а не жертвы" – эти слова из книги пророка Осии (6:6), приведенные Христом (Мф 12:7), являлись главным принципом аскетического делания новомучеников и их отношения к аскетическим подвигам единоверцев, считает С. Озерский.

Материалы докладов вызвали оживленную дискуссию участников семинара.