Сына священника, служившего срочником на Валааме, нашли повешенным. Следователи говорят о самоубийстве, но в это верят не все
Russian Look

В воинской части на Валааме накануне трагически погиб уроженец Омска, солдат срочной службы, сын священника Георгий Михайлов.

Двадцатилетний молодой человек, проходивший службу в подразделении противовоздушной обороны, был обнаружен повешенным утром 31 октября. Несчастье случилось за пять дней до окончания срока службы. По версии следствия, речь идет о самоубийстве. Однако в семейном кругу военнослужащего выражают сомнения в официальной версии случившегося. Георгий был верующим человеком, до службы он полгода проходил послушание в Валаамском монастыре.

Известный миссионер, протодиакон Андрей Кураев также не верит в самоубийство Михайлова и не исключает криминальной составляющей дела, связанной с неуставными отношениями. Между тем в некоторых СМИ военную часть на Валааме называют "православной ротой", поскольку она состоит из верующих солдат, хотя в РПЦ говорят, что "православных подразделений" в российской армии нет.

- "Парня избили и повесили", - говорят в семейном кругу погибшего солдата

Руководство Отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами выразило надежду, что следствие тщательно изучит обстоятельства трагической гибели солдата. В РПЦ выражают соболезнование родным и близким погибшего, сообщает РИА "Новости".

Сообщение о гибели Георгия Михайлова появилось 1 ноября на одном из интернет-форумов для призывников, офицеров запаса и военнослужащих. В нем, в частности, отмечалось, что юноша не имел суицидальных наклонностей и уже 6 ноября должен был демобилизоваться. Также подчеркивалось, что в подразделении ранее никогда не случалось нарушений воинской дисциплины.

Представитель военного следственного отдела по Петрозаводску на следующий день после ЧП сообщил РИА "Новости", что следователи, работающие на острове Валаам, не нашли криминальной составляющей в трагедии.

"Следственная группа установила, что криминальной составляющей там не было. Это суицид. Фактов доведения до самоубийства также не обнаружено", - сказал собеседник агентства.

Вместе с тем он добавил, что следователи продолжат работать в военной части, желая выяснить личные мотивы, побудившие солдата покончить с собой.

В сообщении на Тарской епархии Омской митрополии РПЦ уточняется, что Георгий Михайлов, трагически погибший в армии, был "единственный сын из пяти детей у иерея Владимира Михайлова, благочинного Усть-Ишимского района". "Прошу помолиться за упокоение души раба Божьего Георгия", - говорится в сообщении, подписанном секретарем епархии.

В свою очередь в обращении главы Отдела Московского патриархата по взаимодействию с ВС протоиерея Сергия Привалова, поступившем в четверг в РИА "Новости", отмечается, что "в синодальном отделе с глубокой скорбью восприняли известие о безвременной гибели воина Георгия Михайлова, проходившего службу по призыву в Вооруженных силах РФ".

"Трагические обстоятельства смерти молодого человека, погибшего незадолго до демобилизации, побуждают нас с особым усердием вознести ко Господу молитвы об упокоении души усопшего. От себя лично и сотрудников отдела приношу соболезнование семье и близким Георгия", - говорится в обращении Привалова.

При этом руководитель синодального отдела выразил надежду на то, что "следствие будет вестись беспристрастно, а все детали смерти военнослужащего будут тщательно исследованы".

"Парня избили и повесили", - считают близкие погибшего

По данным СМИ, незадолго до трагической гибели солдата в воинской части произошла драка. Известный миссионер, протодиакон Андрей Кураев, комментируя в своем блоге в "Живом Журнале" гибель молодого военнослужащего, обратил внимание на то, что он был сыном священника. "Поэтому суицид маловероятен. За неделю до возвращения - тем более", - написал он.

Кураев также опубликовал в своем блоге комментарий из семейного круга Георгия, в котором, в частности, говорится о том, что солдата "избили и повесили, это уже выяснено по неофициальным каналам".

"Парня сегодня поминали во многих храмах, так как даже сомнения про суицид ни у кого не зародилось… Самое жуткое, что в этот момент он как раз с матерью разговаривал, как выяснилось, она слышала все - драку, смех и крики. Но мать - свидетель не убедительный для властей", - говорится в комментарии.

Кроме того, по этим данным, до Георгия ни разу не доходили посылки от родных, о чем он им также сообщал по телефону.

Протоиерей Сергий Привалов тем не менее призывает дождаться окончания следствия и до этого не делать каких-либо поспешных выводов. "Мы ждем материалов расследования", - сказал он в четверг РИА "Новости".

На вопрос о том, пройдет ли отпевание военнослужащего (Церковь не разрешает молиться за самоубийц), собеседник агентства сообщил, что в подобных случаях решение принимает правящий архиерей епархии. По словам Привалова, здесь могут быть разные решения. Так, если у человека были какие-либо психические отклонения, то в этом случае могут быть снисхождения. "Человек с каким-то психическим заболеванием, не владеющий собой, уже не подлежит этому жесткому церковному осуждению", - сказал Привалов.

Комментируя сообщения некоторых СМИ о том, что личный состав подразделения, дислоцированного на острове Валаам, является "православной ротой", поскольку состоит из верующих солдат, глава синодального отдела заметил, что в российской армии "нет православных частей". "Это часть обычная, в которой проходят службу как по "целевому призыву" те, кто до этого прошел послушание на Валааме, так и обычные военнослужащие, которые, может быть, даже и не относят себя к православию", - сказал представитель РПЦ.

На сайте Валаамского монастыря поясняется, что в 1995 году, в соответствии с соглашением о сотрудничестве между Русской православной церковью и Минобороны РФ, было разрешено прохождение воинской службы насельникам монастыря призывного возраста в части ПВО, дислоцированной на Валаамском архипелаге. Как говорится в объявлении, обитель принимает для укомплектования подразделения православных юношей, готовых нести монастырские послушания до призыва в воинскую часть.