Эйлат Мазар, женщина-археолог из Израиля, утверждает, что обнаружила в Восточном Иерусалиме объект, который может оказаться легендарным дворцом библейского царя Давида. Ее работа ведется под эгидой израильского исследовательского института, а финансируется американским инвестиционным банкиром, который хочет доказать, что Иерусалим действительно был столицей еврейского царства, описанного в Библии. Об этом сообщает сегодня The New York Times (перевод публикации – на сайте InoPressa.ru)
Правда, некоторые ученые сомневаются в том, что фундамент, обнаруженный археологом Эйлат Мазар, является дворцом Давида. Но они признают, что сделаны редкие и важные находки – здание, датируемое примерно X веком до нашей эры, черепки гончарных изделий, относящихся к эпохе Давида и Соломона, и государственная печать, упомянутая в Книге Иеремии.
Открытие, вероятно, станет предметом новых споров среди археологов: было ли царство Давида царством исторического масштаба, или цари скорее походили на вождей племен, живущих на пыльных холмах.
Его используют и в политической борьбе за Иерусалим: происходят ли евреи отсюда и, вследствие этого, обладают особыми правами на эту землю, или, как утверждают многие палестинцы вплоть до покойного Ясира Арафата, идея происхождения евреев из Иерусалима является мифом, который используют для оправдания завоевания и оккупации.
Хани Нур эль Дани, палестинский профессор археологии в Университете Эль-Кудса, заявил, что он и его коллеги считают библейскую археологию попыткой израильтян "вписать исторические факты в библейский контекст". Он добавил: "Связь между исторической фактурой и библейским повествованием, написанным много позже, утрачена. Это своего рода художественное произведение, написанное примерно в X веке. Они пытаются связать все, что находят, с библейским контекстом. У них есть пуговица, и они хотят сделать из нее костюм".
Даже израильские археологи не могут с уверенностью сказать, что Мазар нашла именно дворец – дом, который царь Тира Хирам построил для победителя, как это описывает пророк Самуил. Это вполне может быть крепость Сион, которую Давид отвоевал у иевусеев, правивших Иерусалимом до него, или другое строение, о котором в Библии ничего не говорится.
В любом случае эта находка очень важна. "Это важное открытие, если учитывать то, что мы почти ничего не знаем об Иерусалиме как столице единого царства, – сказал Габриэль Баркай, археолог из Университета Бар-Илан. – Это один из первых приветов, полученных нами из Иерусалима времен Давида и Соломона, того периода, который на протяжении столетия играет с археологами в своеобразные прятки".
Опираясь на Библию и археологические находки, 48-летняя Мазар пришла к мысли, что найденные ранее рукотворные каменные уступы были частью крепости, завоеванной Давидом, а его дом должен был находиться с внешней стороны городских стен, на пути к тому, что его сын Соломон превратил в Храмовую гору.
"В Библии сказано, что, когда нападали филистимляне, Давид спускался из своего дома в крепость, – сказала она с огнем в глазах. – Откуда он спускался? Скорее всего, из дворца".
"И я подумала: наверное, он где-то там", – добавила она, имея в виду Восточный Иерусалим.
Дворец Давида был темой последнего разговора Мазар с ее дедом, знаменитым археологом Беньямином Мазаром, который умер 10 лет назад. Пять месяцев назад, получив деньги от Фонда "Ир Давид", который курирует этот участок (и выступает за возвращение евреев в Восточный Иерусалим), она начала раскопки.
Амихай Мазар, профессор археологии Еврейского университета, называет находку чудом. Он считает, что строение – это крепость Сион, которую Давид после завоевания переименовал в Город Давида.
Профессор – родственник Мазар, но он защищает и свою репутацию.
Археологи спорят о том, "был ли Иерусалим важным городом во времена Давида и Соломона и даже был ли он вообще городом", сказал он. "Некоторые считают, что он был очень маленьким, а само царство не имело большого значения". Древний Иерусалим, зажатый между двумя долинами на горном перевале к югу от Храмовой горы, очень мал, его площадь всего 10 акров.
Другой известный археолог, Исраэль Финкельштейн, полагает, что Иерусалим в то время был, "может быть, не больше обычного горного селения".
В своей книге "Библейские раскопки" Финкельштейн и его соавтор Нил Зильберман пишут: "Утрачены не только следы монументальной архитектуры, но и глиняные черепки".
Мазар считает, что она нашла ответ: большое здание, черепки того времени и правительственную печать.
Возраст здания можно определить по остаткам керамики. Мазар обнаружила пол большой площади из известняка. На полу и в кургане под ним оказались гончарные изделия, относящиеся к I железному веку, то есть к XII-XI векам до нашей эры, непосредственно перед завоеванием Иерусалима Давидом.
Кроме того, Мазар нашла основания стен толщиной около 2 ярдов и протяженностью не менее 30 ярдов. В одном углу обнаружены гончарные изделия II железного века, или X-IX веков до нашей эры, периода единого царства.
Археологические дискуссии являются частью споров о корнях сионизма и попыток найти следы евреев на этой древней земле. Последние раскопки Мазар, которые обошлись в сумму около 500 тыс. долларов, финансирует Роджер Гертог, нью-йоркский финансист, который является совладельцем The New York Sun и The New Republic, и президентом Центра "Шалом" в Иерусалиме.
Гертог называет свои инвестиции в Мазар "венчурной филантропией: вы имеет возможность финансировать работу, которая повлечет за собой важные последствия". По его словам, он надеется показать, что "в Библии описана еврейская история".
Мазар продолжает раскопки, но в настоящее время в домах, которые она хотела бы исследовать, живут три семьи – мусульманская, христианская и еврейская.