Согласно воле почившего Патриарха Алексия II его отпевание будет совершено по иерейскому чину
Reuters
 
 
 
Согласно воле почившего Патриарха Алексия II его отпевание будет совершено по так называемому иерейскому чину
Reuters
 
 
 
В Православной церкви существует четыре основных последования отпевания и погребения умерших: обычный для мирян, для умерших младенцев, для монахов и священников (иереев)
Reuters
 
 
 
Последование священнического погребения отличается большей сложностью, продолжительностью и торжественностью
Телеканал Россия
 
 
 
Как сказано в поучении святителя Афанасия, епископа Ковровского "О поминовении усопших по уставу Православной Церкви", "тот, кто в Таинстве Священства получил благодать освящать других
Телеканал Россия
 
 
 
Завершая поучение епископ Афанасий отмечает, что "так чествует Святая Церковь того, кого Сам Господь в Церкви служителя поставил
Телеканал Россия
 
 
 
Того, кто был совершителем служб церковных, кто сам предначинал церковные торжества и ими утешал и услаждал молящихся с ним, подобает в это последнее пребывание с его телом в земном храме усладить "трапезою духовною", сугубо изобильною и роскошною
Телеканал Россия

Согласно воле почившего Патриарха Алексия II, его отпевание будет совершено по так называемому иерейскому чину, сообщает портал Патриархия.ru. Как уже сообщалось, возглавит богослужение глава Константинопольской церкви Вселенский Патриарх Варфоломей I.

В Православной церкви существует четыре основных последования отпевания и погребения умерших: обычный для мирян, для умерших младенцев, для монахов и для священников (иереев).

Последование священнического погребения отличается большей сложностью, продолжительностью и торжественностью.

Как сказано в поучении святителя Афанасия, епископа Ковровского "О поминовении усопших по уставу Православной Церкви", "тот, кто в Таинстве Священства получил благодать освящать других, кому верующие и при жизни его должны были воздавать особое почтение, как отцу духовному своему или своих собратий, при последнем прощании должен быть почтен сугубо сравнительно с тем, как чествуются в подобных случаях все другие освященные Таинствами христианскими верные. Того, кто был совершителем служб церковных, кто сам предначинал церковные торжества и ими утешал и услаждал молящихся с ним, подобает в это последнее пребывание с его телом в земном храме усладить "трапезою духовною", сугубо изобильною и роскошною. О том, у кого важнейшим делом жизни было молиться о других, подобает в этот знаменательный для него день вознести соборне сугубые, усиленные молитвы. Все это и имеет в виду последование погребения священнического. Оно сохраняет основные части последования погребения мирских человек, но лишь непорочны остаются здесь в том виде, как и там. Все остальное здесь усиливается, умножается, заменяется другим, восполняется новым".

Важнейшее отличие иерейского чина погребения - пять чтений из Апостола и Евангелия. Каждое чтение Апостола и Евангелия предваряется целым рядом псалмов, антифонов, тропарей, седальнов. За первыми тремя Евангелиями следуют особые молитвы.

"Усопший уже ощущает на себе благодетельность смерти, он успокоился уже от земных волнений, он получил уже ослабу многу от земных скорбей и благодарит Господа. Но он хочет, чтобы и окружающие его гроб прониклись бы таким же настроением, он как бы хочет посильнее и поглубже внушить им эту мысль о благодетельности для человека смерти, ибо верующие смертию к Владыке приходят", - говорится в поучении. При этом там отмечается, что "иерейское погребение есть как бы соединение трех знаменательных служб": утрени Великой Пятницы, Великой Субботы и Четверга Великого Канона.

Как пишет святитель Афанасий, "служитель Церкви, тот, кто при жизни своей быть может в этом самом храме так часто славословил Господа, теперь, оставляя храм, громогласно возвещает провожающим его, что его Помощником и Покровителем по-прежнему остается Господь, что он по-прежнему будет прославлять Господа, возносить Бога отцов своих, а вместе с тем, предполагается, будет и молиться Господу о собратиях своих и чадах духовных. Пение более продолжительное, чем начало литии, вызывается и практическими соображениями. Хотя расстояние от храма до могилы иерея еще ближе, чем до могилы мирянина, ибо ей приличествует быть если не в самом храме, то непосредственно около стен храма, но путь до нее длиннее. У нас в древности установился обычай по изнесению гроба иерея из храма обносить его вокруг храма. На это не достанет пения одного только начала литии: последование погребения не говорит об обнесении гроба вокруг храма. Но назначение пения ирмосов Великого Канона, поющихся косным напевом, предполагает какое-то шествие более, продолжительное, чем только от храма до могилы".

Завершая поучение, епископ Афанасий отмечает, что "так чествует Святая Церковь того, кого Сам Господь в Церкви служителя поставил... в человецех духовным достоинством украсил... и на земли жизнь его прославил. Так в последний раз утешает она совершителя служб церковных многоразличными видами пения и чтения. Так призывает Святая Церковь верующих совершить усиленное и продолжительное моление у гроба молившегося за них, исполнить его последнюю просьбу: молю всех знаемых и другое моих: помяните мя пред Господем. Можно ли поэтому делать хоть какие-нибудь сокращения в этом последовании? А сколько назидания предлагается в нем для живых! Недаром в уста усопшего влагается обращение к окружающим гроб: вас ради сотворих рыдание, негли имети кому к пользе. Рыдания не нужны по усопшему... Все это скорбное торжество имеет в виду по преимуществу окружающих гроб, - не послужит ли оно кому на пользу?"