Около 125 тысяч паломников со всего мира желают стать свидетелями схождения Благодатного огня, которое ежегодно совершается в канун православной Пасхи в храме Гроба Господня в Иерусалиме
Reuters

Около 125 тысяч паломников со всего мира желают стать свидетелями схождения Благодатного огня, которое ежегодно совершается в канун православной Пасхи в храме Гроба Господня в Иерусалиме. В этом году они прибудут сюда к 14 апреля. Как сообщает РИА "Новости", информацию об этой церемонии распространило накануне представительство министерства туризма Израиля в РФ и СНГ.

Храм Гроба Господня был построен в IV столетии нашей эры на месте, где завершился земной путь Иисуса Христа. Сегодня храм делят несколько христианских Церквей. Большая часть святынь принадлежит Иерусалимской православной церкви, есть также армянский, коптский, сирийский и францисканский приделы. Самым священным местом храма считается кувуклия - часовня над Гробом Господним. В ней находится каменное ложе, где покоилось тело Спасителя после Распятия и до его Воскресения. Считается, что именно здесь и появляется Благодатный огонь.

До сих пор схождение Благодатного огня не было объяснено с научной точки зрения, и его появление в храме Гроба Господня по-прежнему воспринимается многими как чудо. Христиане верят в божественное происхождение огня и в то, что он возгорается по молитвам паломников и православного патриарха.

Церемония получения Благодатного огня называется литанией и состоит из целого ряда ритуалов, среди которых - проверка кувуклии на наличие источников огня и опечатывание входа в часовню большой восковой печатью. Непременными участниками церемонии являются представители армянского, коптского и сирийского духовенства, которые появляются в сопровождении каввасов - стражников в турецкой форме, которые с древнейших времен нанимались для охраны христианских процессий. По обычаю, каввасы во время прохода сквозь толпу стучат специальными посохами о каменные плиты храма. В действе также участвует и арабская православная молодежь, которая врывается в храм, сидя на плечах друг у друга, с криками и барабанным боем. Возгласы арабской молодежи - это молитвы, в которых они просят Господа даровать верующим Благодатный огонь. Считается, что такое несдержанное, но чистосердечное обращение также угодно Богу. Шум толпы, выкрики арабской православной молодежи и стук посохов каввасов создает в храме незабываемую атмосферу ритуального праздника.

В полдень начинается Крестный ход от Иерусалимской патриархии до входа в кувуклию. В нее вносят большую лампаду, в которой должен возгореться огонь и 33 свечи, по числу лет земной жизни Иисуса Христа. По многовековому обычаю, Иерусалимский патриарх входит в часовню в одном полотняном подряснике. Это делается для того, чтобы все присутствующие смогли убедиться, что он не проносит с собой ни спички, ни зажигалки, ни любые другие предметы для добывания огня. После того как первосвященник входит в кувуклию, вход опечатывают, и начинается ожидание чуда схождения Благодатного огня. Оно может длиться от нескольких минут до нескольких часов. В это время находящиеся в храме верующие также молятся о схождении Святого огня и каются в своих грехах. По преданию, если Благодатный огонь не сойдет, это станет ужасным предзнаменованием для всего человечества, а собравшиеся в храме погибнут.

Очевидцы свидетельствуют, что через какое-то время после захода Патриарха в кувуклию в храме начинают происходить необъяснимые явления: возникают всполохи голубоватого цвета, которые могут вспыхивать в любом направлении, а из отверстия в куполе храма на Гроб Господень опускается вертикальный широкий столб света. Вскоре в кувуклии возгорается Благодатный огонь, и Патриарх Иерусалимский передает его верующим, которые держат в руках большие праздничные свечи. Нередко лампады и свечи в руках собравшихся в храме загораются сами собой. В первые минуты Благодатный огонь совершенно не обжигает, так что многие верующие им умываются.

Во время церемонии схождения Благодатного огня будут перекрыты все дороги, ведущие в Христианский квартал и храм Гроба Господня, кроме дороги, идущей через Яффские ворота, уточняет представительство министерства туризма Израиля в РФ и СНГ, добавляя, что вход будет разрешен только ограниченному количеству паломников.