На Спасской башне Кремля будут звучать колокола из города Тутаева
Телеканал "Россия К"

На Спасской башне Кремля, главной башне России, будут звучать колокола из города Тутаева Ярославской области. Три колокола из пяти, которым предстоит заполнить лакуны недостающих звонов на башне, уже полностью соответствуют требованиям и выдержали приемку московской комиссии, в которую вошли заместитель коменданта Кремля и звонари нескольких церквей столицы, в том числе храма Христа Спасителя. Два малых колокола предстоит еще подогнать по звучанию.

Как сообщает ярославский "Городской телеканал", комиссия из Москвы не впервые приезжает в Тутаев на завод Николая Шувалова - "Колоколитейную мастерскую Шувалова и сыновей". Работа здесь идет уже год. Как говорят, специалисты, осталось немного, месяца два, чтобы довести все до ума. Сложность заключается в том, что на Спасской башне колокола были подобраны случайно. Есть там и исторические, и новые, и отечественные, и иностранные.

Колокола, что отливаются в мастерских Шувалова, будут исполнять государственный гимн страны. К ним особенные требования. В церковном звоне ценится полнота звуков, трезвон, а здесь важно точно попадать в ноту. Это и оказалось самым сложным.

Серьезной научной работы по колоколам Спасской башни не велось никогда. Сотрудник коллектива звонарей Московского Кремля и храма Христа Спасителя Константин Мишуровский говорит, что сейчас впервые проведено большое исследование.

Как говорят специалисты, у тутаевских колоколов удивительно чистый звук - такого звучания не могут добиться ни на одном заводе в мире. Их как скрипку Страдивари не спутаешь с инструментами других мастеров.

За 20 лет процесс отливки колоколов на заводе братьев Шуваловых отработан до мелочей, а двух одинаковых по звучанию все равно не получается. Почему так происходит, директор завода 52-летний Николай Шувалов и сам до конца не понимает.

"В расчете профиля колокола есть математическая формула, в которой содержится неизвестная константа. Наверное, от этого зависит. Константа, вероятно, оттуда - сверху. Вроде бы, все так же делают: внешний вид хороший, а звука не получается. Почему? Непонятно...", - рассказывает Шувалов.

"Диагноз" колоколам ставит музыкальный консилиум, который их прослушивает. Специалисты оценивают звучание с первого удара и, если слышат дисгармоничный звук, обычно говорят "кастрюля". Хорошим колокол считается, если после удара он продолжает звучать не менее 20 секунд, а у шуваловских звучание всегда составляет более полутора минут. Такого результата мастера добились, возродив способ литья XVII века. Единственное современное техническое приспособление на заводе - кран-балка, отмечает радиостанция "Голос России". Одноразовые глиняные формы, которые потом разбивают, чтобы достать колокол, здесь делают по рецепту, который Николай Шувалов нашел в старинной книге. Оказывается, в форму нужно добавлять, на первый взгляд, совершенно странные ингредиенты.

"И коровья шерсть, и конский навоз, и квасное сусло, и глину особую берем. Глину очень долго искали. Пытались использовать и гжельскую, и армянскую, Но потом нашли у нас, в Ярославской области, хорошую глину", - делится секретом Шувалов.

Причем, как было не раз проверено, каждый ингредиент в старинном рецепте незаменим. Когда, например, вместо конского навоза мастера пытались добавить коровий, колокола не получались. Непрерывная работа над каждым колоколом, его будущей формой и голосом идет в течение трех месяцев.