Председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) протоиерей Всеволод Чаплин, выступивший в четверг в эфире авторской программы "Вечность и время" на телеканале "Спас", заявил, что в России создана рабочая группа, которая обсуждает технические параметры финансовой системы, основанной на православных принципах.
"Некоторые говорят о православном банкинге, некоторые - о более широком круге возможностей", - пояснил священник, слова которого приводит ТАСС.
Эта идея, сказал он, начала собирать вокруг себя специалистов: "Для кого-то сегодня вера и принципы, собственные представления о будущем оказываются важнее денег".
Протоиерей также сообщил, что по-своему выразил протест против ростовщичества. "Я либо закрыл, либо обнулил, если не удалось закрыть, все свои личные счета, которые предполагали хотя бы минимальный банковский процент", - заявил Всеволод Чаплин.
При этом он отметил, что не призывает никого так поступать, потому что многие люди живут гораздо тяжелее, чем он. В то же время священник указал на то, что люди, получающие кредит, должны помнить об ответственности, в том числе перед своими близкими, которые могут в результате пострадать. А говоря о кабале, в которую попадают взявшие заем у банков под большие проценты, Чаплин подчеркнул, что "самое лучшее - это все-таки положить по крайней мере некоторые пределы ростовщичеству, и государство здесь должно сказать свое слово".
Напомним, что месяц назад глава ОВЦО, выступая на встрече с членами клуба "Русский предприниматель", призывал к дискуссии по поводу того, как сделать российскую экономику более независимой. При этом Чаплин указал на пример мусульман, которые отказались от ростовщичества, ссудного процента, что не убавило у исламского банкинга эффективности. Священник предложил подумать над тем, "может ли Россия предложить православную систему банкинга без ростовщичества, входящую в прямые отношения с Китаем, исламским миром, иными возрастающими в мире центрами влияния".
На его взгляд, необходимо было бы отказаться от диктата по отношению к отечественной экономике тех глобальных центров, "которые все больше и больше проявляют свою недружественность". Важно было бы также избавиться от тех валют и экономических инструментов, "которые связаны с недружественными нам центрами", и "закрутить мировую экономику по нашим собственным правилам".
Чему в банковском деле можно поучиться у мусульман
Мусульманам запрещено ростовщичество, и поэтому традиционные кредиты и депозиты, на которые начисляются проценты, вне закона. Равно как и облигации - процентные бумаги. Взамен традиционных банковских и инвестиционных продуктов в исламском мире существует целый ряд своих специфических форм.
Это и "мушараба" - взаимоотношения, при которых кредитор становится партнером по бизнесу и участвует в прибыли (если она есть), и "кард уль хасан" - беспроцентная ссуда, возвращая которую, заемщик добровольно вознаграждает кредитора, исходя из собственных представлений о справедливости. Есть и специфические ценные бумаги - "сукук", которые не имеют фиксированного процента и доходность по которым также является определенной долей от прибыли, полученной заемщиком.
Широкое развитие получили так называемые исламские банки, которые с конца 60-х годов прошлого века действуют в Малайзии и практически во всех арабских странах. Сравнительно недавно появились исламские банки в Европе, где довольно велика доля населения, трепетно относящегося к законам шариата.
В поисках новых клиентов целый ряд крупных традиционных европейских банков предлагает специфические продукты. Среди них, например, французский Societe Generale.
Есть у мусульман и своеобразный аналог Всемирного банка - Исламский банк развития (IDB). Он был образован в 1975 году в основном на деньги арабских государств, получавших сверхдоходы от продажи нефти, цены на которую взлетели в результате нефтяного кризиса начала 1970-х. Только в последние несколько лет банк принял участие в финансировании ряда крупных коммерческих и инфраструктурных проектов на территории Азербайджана, Таджикистана, Казахстана и Киргизии.