В связи с обсуждением законопроекта о донорстве Русская православная церковь просит россиян активнее поддерживать практику посмертного изъятия органов для трансплантации.
"От вашего решения может зависеть чья-то жизнь", - говорится в совместном заявлении двух отделов Московского патриархата - по взаимоотношениям Церкви и общества и по церковной благотворительности и социальному служению. Текст заявления был во вторник передан порталу "Интерфакс-Религия".
Церковь поощряет добровольное желание человека пожертвовать частью своего тела для спасения жизни ближнего, так как это "подлинно христианский поступок", он совершается по примеру "Иисуса Христа, Который пришел в этот мир, чтобы добровольно принести Себя в жертву, отдать Свою плоть и кровь для спасения мира". А значит, "все христиане призваны жить по примеру Спасителя и жертвовать собой ради других", считают авторы заявления.
Отмечая положительные стороны нового законопроекта о донорстве в сравнении с действующим законом, Церковь в то же время считает, что "многие положения нового законопроекта вызывают сомнения".
Например, в нем допускаются изъятие органов и их трансплантация не только в государственных, но и в частных учреждениях здравоохранения. Здесь очевидны возможности злоупотреблений в ущерб здоровью потенциальных доноров органов, полагают в Церкви.
Законопроект разрешает также детское донорство органов. Его авторы указывают на то, что изъятие органов у умерших детей совершается только с согласия родителей.
"Однако в самом тексте закона эта норма выражена иначе. В случае если ребенок умирает в больнице, одному из родителей сразу же сообщают о смерти и спрашивают согласие на изъятие органов. Очевидно, что известие о смерти ребенка повергает родителей в шок, и в этом состоянии сложно требовать от человека взвешенных и продуманных решений. Но если в течение двух часов после смерти ребенка родитель не сказал, что он не согласен на изъятие органов, врачи начинают процедуру трансплантации", - указывают в Церкви.
При этом, добавляют они, в законе написано, что достаточно спросить согласие на изъятие органов только у одного родителя. "Непонятно, что делать, если один родитель согласен, а другой нет. Таким образом, в данном случае заложена возможность для возникновения конфликтных ситуаций", - сказано в заявлении.
Кроме того, говорится далее, многие люди не заявляют при жизни, согласны они или нет на изъятие органов после смерти. Если такой человек умирает, в течение часа врачи должны сообщить о смерти родственникам. Однако, если врачи им не дозвонились, человек становится донором.
"Кроме того, врачи не обязаны говорить родственнику, например, жене, о том, что у нее есть право выразить свое несогласие на изъятие органов у мужа. Но даже если жена захочет выразить свое несогласие, в законе эта процедура прописана довольно расплывчато. Жена должна позвонить по телефону в больницу или в письменной форме оформить свой отказ на изъятие органов мужа. Однако неясно, что делать, если телефон в больнице не отвечает, а жена находится так далеко, что добраться до больницы за два часа физически невозможно. Если же она находится в больнице, то непонятно, где искать нотариуса или руководителя медицинского учреждения ночью, если потребуется заверить документ о несогласии", - пишут авторы заявления.
Большинство этих проблем, по мнению Церкви, снимается, если будет введена "презумпция несогласия на посмертное изъятие органов", поскольку "такой подход в наибольшей степени защищает интересы и здоровье потенциальных доноров органов, а также способствует развитию сознательности и солидарности гражданского общества".
Таким образом, для спасения людей, нуждающихся в пересадке органов, государственные власти должны не только создавать соответствующую медицинскую инфраструктуру, но и проводить информационно-разъяснительную работу, которая будет направлена на увеличение числа потенциальных доноров, и сделать процедуру волеизъявления максимально облегченной, полагают в Церкви.
"Этот принцип требует больше сил и времени. Но только в том случае, если каждый член общества будет понимать свою личную ответственность за жизнь других людей, это сделает его жертву искренней и осмысленной", - говорится в заявлении.
Отметим, что отношение Церкви к трансплантации органов выражено в XII главе Основ социальной концепции РПЦ. Соборное мнение в отношении трансплантации органов - положительное, если это акт дарения со стороны родственников больного, а не купля-продажа, что безнравственно, сказано в документе. По словам председателя Общества православных врачей Санкт-Петербурга протоиерея Сергия Филимонова, подарить свою почку может любой высоконравственный человек, узнавший, что кто-то умирает, и пожалевший больного. Об этом он сказал в интервью сайту общества.
По мнению священника, человек в завещании может высказать последнюю волю - отдать свои органы для спасения человеческих жизней. Не последнюю роль играет и то - развита в данной стране трансплантология или нет и какого вероисповедания придерживаются жители. У исламистов по этому вопросу одно мнение, у буддистов или западных христиан - другое... Ни осуждению, ни наказанию человек, отказавшийся отдать свои органы, не подвергается. Это акт сугубо добровольный.
"Но надо сказать - это хороший шаг, когда человек и после смерти хочет совершить доброе дело. Нас ведь не удивляет поступок одного из святых отцов, завещавшего бросить себя после смерти на съедение собакам. Мы не считаем его безумным, но видим в этом лишь величайшую степень смирения. Ученики, конечно, не сделали этого, но тем не менее такое духовное завещание было в истории Церкви. Поэтому если кто-то хочет завещать свои органы больным людям - это доброе дело. Многие медицинские профессора завещали свои органы и тела мединститутам, чтобы студенты могли учиться по ним", - сказал протоиерей Сергий Филимонов.