Берл Лазар резко выступил против "презумпции согласия" на изъятие органов
Global Look Press

Главный раввин России (ФЕОР - Федерация еврейских общин России) Берл Лазар выступил в пятницу с заявлением, в котором назвал "немыслимой" модель "презумпции согласия" на посмертное изъятие человеческих органов, существующую в настоящее время в России.

"Позиция верующих людей по вопросу о посмертном изъятии органов предельно проста. Бог дал человеку тело с определенным набором органов. Человек, возвращаясь к Богу, обязан вернуть это тело таким же полноценным, каким он его получил", - цитирует ТАСС текст заявления, распространенного пресс-службой раввина.

Как подчеркивает Берл Лазар, есть особые заповеди и ритуалы на погребение. Например, в Израиле, если человек гибнет на войне или в результате теракта, собираются для захоронения все мельчайшие части тела и даже пролитая кровь.

"Мы понимаем, что нужны органы для трансплантации. Но забирать их у человека помимо воли его родственников и близких - немыслимо", - убежден главный раввин России. "Нельзя ставить вопрос так: либо родственники должны напрямую запретить изымать органы покойного, либо врачи вправе делать это по своей воле", - считает он.

"Если родственники дают разрешение на изъятие, или если человек при жизни дал письменное согласие на использование своих органов после смерти - это уже другое дело", - отметил Лазар.

"Родственникам важно учитывать позицию верующих по этому вопросу, и в каждом конкретном случае стоит проконсультироваться с представителями традиционных конфессий… В связи с этим я искренне надеюсь, что государство в конечном счете проявит в этом вопросе необходимую гибкость и уважение к правам верующих", - сказано в заявлении Лазара.

В минувшую среду Конституционный суд (КС) РФ обнародовал определение об отказе в принятии к рассмотрению жалобы родственников московской студентки, скончавшейся в больнице после того, как ее сбила машина. Мать девушки узнала о том, что в больнице у дочери в целях трансплантации были изъяты сердце, почки, часть аорты, нижяя полая вены, надпочечники и часть правого легкого. В КС отметили, что аналогичный вопрос рассматривался в 2003 году. Тогда судьи указали, "что трансплантация органов или тканей человека является средством спасения жизни и восстановления здоровья людей". На этот раз КС напомнил, что изъятие органов для трансплантации после смерти человека без согласия его родственников допускает и Конституция, и международное право, но если члены семьи умершего против этого, они должны уведомить медучреждение.

"Как видно из текста жалобы, существо требований заявителей фактически сводится к необходимости перехода от существующей в России модели презумпции согласия на изъятие органов человека после его смерти к системе испрошенного согласия", - говорится в решении КС. По мнению суда, и модель презумпции согласия, и система испрошенного согласия на изъятие органов не противоречат не только Основному закону страны, они обе основаны на принципах и нормах международного права.

В КС отметили, что на данный момент разработан и внесен в правительство РФ проект федерального закона "О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации", который предусматривает более детализированную процедуру выражения гражданином своего отношения к изъятию органов с целью трансплантации. Вмешательство КС в этот вопрос на данном этапе кажется суду преждевременным, резюмировали в суде.