В Москве накануне прошла научная конференция на тему "Россия и ее соседи: духовные и общественные проблемы". Ее организаторами выступили три российских исследовательских организации: Научно-исследовательский центр религиозной литературы и изданий Русского зарубежья ВГБИЛ имени Рудомино (НИЦ РЛ ВГБИЛ), Научно-учебный центр изучения мировых религий РГГУ и Центр проблем модернизации и развития ИМЭМО РАН.
По словам директора НИЦ РЛ ВГБИЛ Евгения Рашковского, открывшего форум, его участникам предложено было рассмотреть проблему взаимоотношений России с бывшими советскими республиками и другими соседями в культурологическом, религиоведческом ключе, сообщает "Благовест-инфо".
Первый докладчик – Константин Михайлов (РГГУ), сообщение которого было посвящено теме "Россия и республики Балтии", утверждал, что с религиоведческой точки зрения прибалтийские республики сложно объединить в один регион. Латвия и Эстония больше похожи друг на друга. В первой из стран лютеране составляют 19%, православные – 16%, католики – около 5% и достаточно много неверующих. Эстония, в которой лютеран 13%, православных – 12,8%, 35-50% тех, кто считает себя атеистами, стяжала лавры самой атеистической страны Европы. Литва стоит особняком: здесь преобладают католики (70%), православных всего 4% и 8% лютеран.
Автор доклада привел статистику русскоязычного населения в балтийских республиках, процент которого не совпадает с числом православных. В целом после падения СССР в Прибалтике оказалась большая русская диаспора – не менее 18-20 млн, и положение ее сложно: по словам докладчика, российская власть и отчасти РПЦ рассматривают этих людей как "фактор своего влияния". В этом же подозревают русских и власти прибалтийских республик, но сами русские себя так не позиционируют. "Принадлежность к русской культуре для них очень важна, но большинство из них вовсе не мечтает о возвращении на историческую родину", – утверждал Михайлов.
Представители русского населения Прибалтики в российских СМИ часто автоматически воспринимаются как православные, однако "в массе" таковыми не являются, считает ученый.
Докладчик кратко проанализировал положение православных в каждой из республик и сделал вывод о том, что "говорить об изменениях в духовных отношениях Прибалтики и России надо не со стороны Прибалтики, а со стороны России". Судя по всему, это означает, что России и РПЦ следует переосмыслить приоритеты своей политики в отношении православных в Прибалтике.
Известный культуролог, доктор философских наук Игорь Яковенко избрал для анализа страны "глубокой Восточной Европы": Украину, Белоруссию, Молдавию. Он утверждал, что Россия, ведомая "имперской психологией", по-прежнему видит себя "центром вселенной христианского мира, которой противопоставляется Запад", тогда как бывшие советские республики тяготеют к возврату к своей "базовой европейской идентичности". "В стратегической перспективе все эти три страны уйдут в Европу, и наша задача – осознать это", – отметил докладчик.
Что касается конфессиональной ситуации, то в целом в названных республиках христианство более укоренено в быту, в традициях, чем в России, так как "каток атеизма" в меньшей степени прошелся по странам "глубокой Восточной Европы". Однако, как утверждал ученый, на Украине и в Белоруссии православие, будучи религией большинства, все более сдает свои позиции под напором динамики развития протестантизма. В Белоруссии это происходит несмотря на то, что власти этой страны протестантов, мягко говоря, не поощряют. А на Украине к 2020 году православные станут меньшинством среди христиан, сделал смелый прогноз культуролог, добавив, что "из Москвы это не видно".
Отвечая на вопросы, Яковенко назвал "бесперспективной" концепцию возрождения "Святой Руси", о которой так часто говорит Патриарх Кирилл. Ученый считает, что для РПЦ главная проблема – это не расширение своего влияния, а угроза превращения православия в "государственную религию". "Однажды настанет момент, когда священники РПЦ будут восприниматься как замполиты. Тогда дела РПЦ будут совсем плохи", – заключил выступавший.
Доклад о духовном аспекте взаимодействия России и Польши должна была сделать известный переводчик Елена Твердислова, однако из-за ее отъезда тему раскрыл доктор исторических наук, директор НИЦ РЛ ВГБИЛ Евгений Рашковский.
Сообщение носило, в основном, культурологический характер. Отмечая "близость языка и исторической судьбы" России и Польши, Рашковский подчеркнул, что Польша - "ментально другая". Необходимо учитывать дух "шляхетского республиканизма", "традиции диаспорного, безгосударственного народа", особую "барочность" мировосприятия, которая проявляется в стремлении "совместить несовместимое", — все эти черты, по его мнению, определяют польскую культуру.
Дав развернутый анализ российско-польского культурного взаимодействия на протяжении столетий, докладчик остановился на постсоветском периоде, для которого характерен "процесс наращивания православного меньшинства в Польше" за счет мигрантов из России и стран СНГ. Весь пафос сообщения Рашковского сводился к тому, что двум соседним народам пора закончить традиционное "разбрасывание камней". "Делить в польско-русских отношениях нечего, кроме фантомов старины", – утверждал ученый.
Он же выступил со следующим докладом – "Россия и "Кавказский космос". Сообщение содержало больше объемно поставленных вопросов, чем ответов, что следует из столь сложной проблематики, из понимания того, что "Кавказский космос" – не только вне пределов исторической Руси-России, но и "внутри нее". В чем единство "Кавказского космоса"? Уйдет ли Россия с Кавказа, с точки зрения культуры? Россия "больна Кавказом" или Кавказ "болен Россией"? Каковы перспективы христианства и ислама на Кавказе? Эти и ряд других вопросов предложил осмыслить Рашковский.
Далее на конференции обсуждались доклады Дины Малышевой "Россия и республики Центральной Азии", Игоря Захаренко "Россия и Китай: к истории взаимного постижения", Сергея Яценко "Россия и Монгольская степь", Бориса Малышева "Континент и Острова (Россия и Япония)". Краткий обзор выступлений будет опубликован в журнале ИМЭМО РАН.