Новым санньяси стал Нитай Чайтанья дас (в миру Евгений Михайлович Жаров), а к его имени добавился титул "Госвами", что означает на санскрите "владеющий чувствами и умом"
krishna.ru

Свидетелями столь редкого события стали почти 2 тыс. вайшнавов, собравшихся накануне на фестиваль по случаю XVIII Брахмотсавы (годовщины установления алтарных Божеств) в московском храме на Ленинградском проспекте, сообщает пресс-служба Центра обществ сознания Кришны в России.

Санньяса (отречение от мира) считается высшим духовным титулом в иерархической лестнице индуизма в целом и в традиции бенгальского вайшнавизма в частности. Санньяса означает отречение от мира и полную зависимость от Бога.

До сих пор среди российских вайшнавов, последователей религиозной вайшнавской организации Общество сознания Кришны, был только один санньяси - президент этой организации Шрила Бхакти Вигьяна Госвами.

Новым санньяси стал Нитай Чайтанья дас (в миру Евгений Михайлович Жаров), а к его имени добавился титул "Госвами", что означает на санскрите "владеющий чувствами и умом".

Нитай Чайтанья Госвами стоял у истоков движения сознания Кришны в СССР. Впервые он услышал о существовании традиции бхакти (преданного служения Богу) в 1970 г., слушая "подрывные" западные радиостанции, вещавшие на русском языке на СССР. К проповеди присоединился в 1981 г. С самого начала своей проповеднической деятельности вплоть до начала горбачевской оттепели подвергался преследованиям и постоянно находился под угрозой ареста и суда. В период существования СССР Нитай Чайтанья Госвами наиболее активно проповедовал в Украине, а с середины 90-х и в центральной России. В настоящее время под его руководством строится храм Кришны в Курске.

Классическая ведическая церемония посвящения в санньяси довольно сложна, и к ней привлекаются только специально обученные и опытные священнослужители. Например, во время посвящения нынешнего духовного лидера российских вайшнавов Бхакти Вигьяны Госвами в 2001 г. церемонию проводил известный жрец Бхакти Видьяпурна Свами (Индия). За годы в российском Обществе сознания Кришны появились и свои опытные священнослужители, способные совершать такие обряды.

Вместе с новым именем санньяси получает также священный посох (четыре связанных друг с другом и обтянутых тканью шафранового цвета шеста, символизирующие обет вознести на алтарь служения Богу свои тело, ум, речь и отдать служению Богу все).

Резонным остается вопрос восприятия санньяси в России, где индуизм хоть и существует давно, но все же никогда не определял общественное мнение.

"В традиционном ведическом обществе санньяса сродни забвению человека, - комментирует Бхакти Вигьяна Госвами, - поскольку в социуме человек всегда играет какую-то роль. Однако на самом деле санньяса - это взгляд на жизнь под другим углом зрения. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур (1874-1936) определяет санньясу и роль санньяси как проповедника. То, что человек принимает санньясу, говорит о том, что все время, которое ему осталось в этом мире, он хочет посвятить проповеди. Проповедь - это очень социальная функция, потому что проповедующий человек постоянно общается с другими людьми, постоянно тесно связан с ними. Отличие лишь в том, что эти связи носят духовный, а не мирской характер. Не думаю, что человеку, созревшему для отречения и принимающему санньясу, приходится претерпевать какие-то трагические метаморфозы. Человек не должен принимать санньясу, если несчастен. Потому что нет ничего печальнее на свете, чем несчастный санньяси. Санньяси должен быть счастливым по определению. И если человеку нравится такая форма существования, то он вправе это сделать.

Действительно, с точки зрения идеального ведического жизнеустроения должно существовать деление на ашрамы, периоды жизни человека, для каждого из которых характерны свои духовные и мирские обязанности. Начинается все с ученичества, причем с соблюдением целибата, без чего невозможно научиться владеть умом и чувствами. Повзрослев, человек создает семью. Когда дети становятся в свою очередь взрослыми, следует плавно отходить от семейных обязанностей, посвящая себя делам духовным. Последний этап - это отречение от мира, когда человек служит только Господу, открывая себе дверь в безграничный духовный мир. Такое отречение и принято называть санньясой.

Однако очевидно, что столь гладкой и надежной социально-нравственной системы в России нет, как нет ее и нигде на Западе. Более того, она практически забыта даже в Индии, хотя там еще сохранились крупицы ведической культуры. Мы живем уже в иные времена, и нужно считаться с этим обстоятельством. Но примечательно другое. В очень древней и авторитетной ученической преемственности Брахма-Мадхва-Гаудия, к которой относится Общество сознания Кришны, санньяса не предполагает отказ от всякой деятельности и лесное или пещерное отшельничество. Это особый вид отречения, называемый бхакти-санньясой. Смысл такого отречения в том, что человек, наряду с внутренним очищением, принимает на себя также и новые обязанности по отношению к обществу. Он раскрывает другим людям сущность Богооткровенных Писаний, наставляет их в науке о душе, помогая всем, кто хочет достичь совершенства жизни".

"Что касается того, как нужно воспринимать санньяси, - продолжает Бхакти Вигьяна Госвами, - то в нем следует видеть слугу Бога, который стремится почитать все живые существа, не требует к себе никакого почтения и полагается только на милость Бога и Его защиту. Это основа, поскольку монаху-санньяси не полагается сидеть на одном месте дольше трех дней, чтобы не привыкать к удобствам насиженного гнезда. Санньяси - это вечный странник, который должен постоянно путешествовать и ощущать свежую силу проповеди".

Надо отметить, что церемония принятия санньясы в России имеет огромное значение не только как внутриконфессиональное или богословское событие. Это событие представляет собой ценность и с социологической точки зрения, так как свидетельствует об авторитетности духовной организации, которая наделяется столь высокими полномочиями проводить церемонии третьего посвящения. Это также говорит и о том, что "может собственных санньяси земля российская рождать", если перефразировать известный афоризм знаменитого русского ученого Ломоносова. В настоящий момент в России уже немало образованных и искренних личностей, по своему духовному уровню стоящих на уровне санньяси. В скором времени такое посвящение получат еще несколько человек.