Итальянской комедийной актрисе Сабине Гуццанти грозит тюремный срок до пяти лет за оскорбление Папы Римского. Актриса давно известна итальянской публике своими колкими остротами в адрес Сильвио Берлускони. Другая цель, по которой "выстреливала" Гуццанти, – министр департамента равных возможностей Мара Карфанья – бывшая фотомодель и участница конкурса "Мисс Италия-1997", которая еще несколько лет назад представала перед публикой в достаточно вольных одеждах.
Теперь она решила взяться за Церковь, и сразу решила ударить залпом по понтифику. В одной из недавних шуток она коснулась темы гомосексуализма среди священников, а затем выступила со страшным "пророчеством" в адрес самого Папы, видимо, считая его ответственным за все неприятности, приключившиеся в Церкви. Гуццанти объявила, что через 20 лет понтифик будет там, где он должен быть и где его будут мучить демоны, причем не пассивные, а активные, пишет в пятницу британская The Guardian.
"Шуточка" актрисы вызвала гнев в Ватикане, где намерены обратиться в министерство юстиции Италии с иском о привлечении Сабины Гуццанти к ответственности. Причем, иск, действительно, может иметь для нее серьезные последствия. Дело в том, что по Латеранским соглашениям 1929 года, заключенным между итальянским государством и Святым Престолом и давшим жизнь государству Ватикан, личность Папы Римского считается "священной и неприкосновенной". Оскорбление, нанесенное ему, расценивается так же, как оскорбление в адрес президента республики, и наказывается тюремным заключением сроком от одного до пяти лет. Правда обвинительный акт должен быть одобрен министром юстиции.
Между тем левые и правые итальянские политики выразили сожаление по поводу обвинений в адрес актрисы со стороны Ватикана.
Хотя, как отмечает сегодня, комментируя этот инцидент, The Times, у него есть сильный политический подтекст. Премьер-министр Сильвио Берлускони изо всех сил старался наладить отношения с Ватиканом, надеясь таким образом заручиться поддержкой избирателей-католиков. Так, например, он сопровождал Бенедикта XVI в его поездке на Сардинию.
Июльскую "шутку" актрисы связывают со стремлением некоторых кругов ослабить влияние Католической церкви и Ватикана на социальную сферу, начиная от обсуждения проблемы абортов и кончая вопросами прав сексуальных меньшинств. Кроме того, ее выступление может быть расценено и как очередной удар по самому Берлускони, который делает отвлекающие маневры, чтобы защитить собственные интересы и самому избежать судебного преследования, отмечает The Times.
Идея судебного преследования Сабины Гуццанти пришлась по душе некоторым политикам из лагеря правых центристов. Так, христианский демократ Лука Волонте заявил, что "неоправданные оскорбления подлежат наказанию".
Однако многие не разделяют такую точку зрения. Отец актрисы Паоло Гуццанти, который также является членом парламента от блока правых центристов, назвал акцию по привлечению Сабины к судебной ответственности "возвратом к средневековью". "Возможно, по воле Бога моя дочь принуждена будет ходить по горячим углям", - добавил он.
По словам сенатора и бывшего судьи по антикоррупционным делам Антонио ди Пьетро, госпожа Гуццанти всего лишь осуществила свое конституционное право на свободу мысли.
"Можно соглашаться и не соглашаться с тем, что она сказала, – лично я не согласен. Но сажать человека в тюрьму за то, что он думает – это напоминает о тех временах, когда инакомыслящим лили в горло касторку", - сказал сенатор, намекая на времена фашизма, в годы которого были заключены Латеранские соглашения.
По мнению нобелевского лауреата, драматурга Дарио Фо, более широкое использование отдельных положений этого документа приведет, в конце концов, к тому, что к суду привлекут и самого Данте, поскольку тот определил для Папы Бонифация VIII место в аду. А левый автор Марко Травальо, прокомментировавший инцидент с Сабиной Гуццанти сказал, что если следовать мыслям ее преследоватлей, то и Аристофан и Рабле должны были бы закончить жизнь в тюрьме.
Между тем впечатляют и мнения некоторых деятелей Церкви. Так, например, ученый-иезуит Бартоломео Сордже заявил газете La Repubblica, что ему непонятны действия сторонников привлечения актрисы к суду. "Мы, христиане, призваны выносить многие оскорбления, ибо быть христианином – значит уметь прощать. Я уверен, что Папа Римский уже простил тех, кто его оскорблял", - приводит The Times слова Сордже.