11 ноября 2014 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялось пленарное заседание XVIII Всемирного русского народного собора по теме «Единство истории, единство народа, единство России»
С. Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

СМИ и блоггеры в России, продолжают обсуждать "Декларацию русской идентичности", принятую накануне Всемирным русским народным собором.

Напомним, что ранее известный российский религиовед Борис Фаликов объяснил появление этого документа стремлением определенных кругов создать в стране некую "гражданскую религию", основанную на православии, и указал на опасность проведения подобной политики в такой многонациональной и многоконфессиональной стране, как Россия.

Редактор уральского информационного агентства "Политсовет" Алексей Шабуров назвал "Декларацию" "едва ли не первым в своем роде официальным документом, в котором сформулированы критерии "русскости".

- Что говорят о последнем Соборе в блогах

"Текст, благословленный Православной церковью, получился поистине революционным: оказывается, для того, чтобы быть русским, совсем не обязательно любить власть и признавать исключительность президента Путина", - отмечает он.

"Русский - это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа", - цитирует эксперт текст "Декларации".

Анализируя далее тезисы документа, Шабуров отмечает отдельные его позиции:

1. "Утверждение о том, что каждый русский должен признавать православное христианство основой своей национальной культуры, является оправданным и справедливым", 2. "Владение русским языком обязательно для всякого русского". 3. "Рождение от русских родителей в большинстве случаев является отправной точкой для формирования русского самосознания".

Как пишет Шабуров, "в документе есть много всего, что может вызвать недоумение и о чем захочется поспорить".

"Но там нет самого главного - того, что мы могли бы в первую очередь ожидать от Русской православной церкви. Там нет никакого славословия власти и государству - а ведь в этом РПЦ знает толк. Более того, слово "власть" в декларации вообще не упоминается", - констатирует редактор "Политсовета".

Между тем государственная идеология в России, по словам Шабурова, как раз есть. "Недавно она нашла свое выражение в формуле "Есть Путин - есть Россия, нет Путина - нет России". Однако, "когда, казалось бы, появился тезис, вокруг которого власть предлагает сплотиться русскому народу, РПЦ демонстративно этот тезис игнорирует".

"Почему вдруг РПЦ, исторически выросшая в симбиозе с государственной властью... начиная как минимум с Ивана Грозного, сейчас забыла про нее?", - недоумевает эксперт, объясняя это "сиюминутной политической игрой - этакой шпилькой патриарха Кирилла президенту Путину, который в последнее время явно охладел к Церкви".

Однако, как предполагает Шабуров, может быть, патриарх Кирилл "хочет оставить какой-то след в духовной истории (помпезность и пафос ВРНС намекают на это), и тогда декларацию можно рассматривать как попытку РПЦ сформировать альтернативную идеологию для России".

"В этом случае игнорирование тезиса "Путин - это Россия" может означать стремление Церкви сыграть на опережение, создать задел уже на следующий исторический период", - заключает редактор "Политсовета".

- Что говорят о последнем Соборе в блогах

В социальных сетях итоги Собора, принявшего "Декларацию русской идентичности", и речь патриарха Кирилла на нем обсуждаются довольно активно.

"Слова "Бог" и "Христос" в речи предстоятеля Русской церкви не звучат ни разу! Вместо этого - перепевы Габриэле д'Аннунцио и немецких любителей "крови и почвы" эпохи Бисмарка. "Вера - справедливость - солидарность - достоинство - державность". Слово "свобода" отсутствует. И объясните мне по-простому наконец, что такое "державность", - пишет Константин фон Эггерт.

"Зато есть "повседневная практика центральных органов власти", "министерство образования", "цивилизационная основа", "модель государственного устройства", "Сталинград". Ну и "духовные скрепы" конечно. Где... духовные скрепы, там уж точно не до Христа", - комментирует фон Эггерта Антон Красовский.

"Текст ("Декларации") почитал и очень-очень удивлен... Там все-таки не вполне про "русский - значит православный". Там все-таки про признание православия основой национальной духовной культуры... Не могу понять, что такое "русская идентичность", о которой авторы декларации говорят. Вопрос "Зачем" я и вовсе опускаю - вообще-то в общественных науках и нация, и национальность давно и достаточно точно определены и из этих определений все в общем-то следует. А тут немного попытка изобретения велосипеда мне мнится... ", - отмечает блоггер lord.

"Родился русским, жил им всю жизнь, а тут вот взять и отказаться, потому что кто-то что-то проблеял на тему своего понимания такой самоидентификации. Так можно и от фамилии, и от пола, и от самой принадлежности к человечеству отказаться из-за чьих-то закидонов", - заключает блоггер zavsn.

"Если бы православие входило бы в русскую идентичность, то неверующие воспринимались бы как нерусские. Например, как сейчас русский воспринимает татарина или немца. Но этого не наблюдается. В русский "нацминимум" принадлежность к религии или к атеизму не входит. Есть этносы, у которых определенная религия является частью идентичности. Но это не про нас", - отмечает ixbin.

Григорий Ревзин, комментируя в своем посте "Декларацию", оговаривается, что дело его прямо не касается. "Гляжу со стороны, и очень сочувствую коллегам", - продолжает он.

"Им хочется сказать, что русский - это генетический русский, говорящий по-русски, живущий в России, гражданин РФ, принадлежащий РПЦ МП, самоидентифицирующийся как русский, не имеющий обязательств перед другими нациями, и все это вместе очень хорошо. Это просто и понятно. Но поскольку это опирается на биологическую идентичность (что попросту нацизм) - раз, раскалывает российское государство по национальному признаку - два, превращает православие в племенную религию, то есть нарушает заповеди Христовы - три, ограничивает претензии России на всемирное значение, поскольку вместо всемирной отзывчивости предлагает наоборот самоизоляцию - четыре, то так сказать нельзя. Упершись в эти неприятные моменты, они вместо того, чтобы как-то пересмотреть позиции, пытаются сформулировать те же самые, что и были, но в таких выражениях, чтобы не получилось декларации этнической исключительности. Но из всех логических фигур они усвоили только "с одной стороны, но с другой стороны", а больше ничего. При этом, однако, это все люди православного образования, так что в глубине души они стоят на позиции, что истина одна, а все "с одной стороны и с другой" - от лукавого. В результате у них получается, что русский - это опять-таки генетический русский говорящий по-русски православный гражданин РФ, не имеющий обязательств перед другими нациями, но все это в широком смысле. Прямо экзистенциальная драма - соединение глубоких страданий ума и безнадежного его поражения в итоге. А сами ж говорили - умом Россию не понять. Нечего тогда и стараться.

А вот что написал на своей страничке в Facebook Альфред Кох:

"Кстати, нормальный текст. Читал с приятным удивлением, пока не добрался до последнего абзаца:

"....На основе программных тезисов настоящего документа, предлагается следующее определение русской идентичности: русский — это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа..."

Вот зачем этот итог? Это явное упрощение и вульгаризация сложной и чувствительной темы... Масса вопросов: а как быть с Пушкиным (мулат)? А с Чаадаевым (католик)? А с Маяковским (атеист)? И т. д.

Но игру в РПЦ придумали знатную! Предлагаю всем поучаствовать!

Мой тест на "русскость" (максимальный результат 5 баллов):

Вопрос - Ответ - Баллы

1. Считаю ли я себя русским? - 50% - 0,5
2. Имею ли я иные этнические предпочтения? - 50% - минус 0,5
3. Говорю и думаю на русском языке? - 90% - 0,9
4. Признаю православное христианство основой национальной духовной культуры? - 20% - 0,2
5. Ощущаю солидарность с судьбой русского народа? - 70% - 0,7
Итого: - 1,8

Итак, я набрал 1,8 балла из максимально возможных 5. Таким образом, я русский на 36% по версии РПЦ. То есть - нет".