Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК) недавно издало фетву, в которой использование супружеской парой спермы другого мужчины для экстракорпорального оплодотворения названо прелюбодеянием.
Между тем позицию религиозного объединения некоторые эксперты расценивают как вмешательство в сферу личной жизни. Религиозное предписание ДУМК подверг критике президент общественной организации "Аман-саулык", гражданская активистка Бахыт Туменова.
"Казахстан - светское государство. Фетва, изданная ДУМК, не считается государственным законом. В стране существуют государственные законы об искусственном оплодотворении. Согласно закону, если супруги дают свое согласие, никто не может этому воспрепятствовать. Наконец, это вмешательство в сферу личных прав человека", - приводит слова Туменовой радио "Озодлик".
Фетва об искусственном оплодотворении ДУМК была вынесена на заседании Совета улемов, проходившем 27-29 октября, и опубликована на сайте Духовного управления.
"В случае, если для искусственного оплодотворения применяются сперматозоиды мужа и яйцеклетки жены путем посадки в матку женщины, данному методу дается разрешение по шариату. Так как в других методах используются неприемлемые исламу способы, это будет считаться прелюбодеянием и противоречит шариату", - говорится в документе.
Сотрудник отдела шариата и фетв ДУМК Медет Курмашулы говорит, что фетва принята в связи с тем, что в последнее время в Казахстане искусственное оплодотворение получило широкое распространение.
"К нам в отдел фетв поступает очень много обращений по поводу искусственного оплодотворения. Недавно у нас побывала супружеская пара. Муж, как они выяснили, бесплоден. Поэтому они обратились к нам с вопросом, можно ли использовать для оплодотворения сперму другого мужчины. Сейчас это широко распространенная проблема", - заявил представитель ДУМК.
Медет Курмашулы считает, что использование супругами спермы другого мужчины для оплодотворения "неправильно с точки зрения морали".
По словам репродуктолога и эмбриолога Салтанат Байкошкаровой, открывшей в 1995 году первую в Казахстане лабораторию по экстракорпоральному оплодотворению (ЭКО), при помощи метода, названного ДУМК прелюбодеянием, родителями становится незначительное количество супругов.
"97-98% клиенток, обращающихся в наш центр, оплодотворяются спермой своих супругов. Сейчас есть возможности для оказания таких услуг. Остальным 2-3% приходится использовать донорскую сперму. Однако этот вопрос решает сама семья", - подчеркнула Байкошкарова.
В Казахстане сейчас действует около 10 центров по экстракорпоральному оплодотворению, семь из них - частные. Семьи, обращающиеся за услугами ЭКО, могут получить бесплатную медицинскую помощь по государственной квоте. В коммерческих центрах стоимость данной услуги и медикаментов оценивается от 180 тысяч тенге до 340 тысяч тенге (около 580-1100 долларов США), отмечает радио "Озодлик".
Напомним, что несколько лет назад в Белорусской православной церкви донорство спермы также приравняли к прелюбодеянию. Как написала в 2011 году "Комсомольская правда", вместо ЭКО и суррогатного материнства священники предлагают женщинам прислушиваться к себе.
В Белоруссии, отмечалось в публикации "КП", почти 15% пар не могут иметь детей. И только благодаря искусственному оплодотворению, которое практикуется в республике уже 16 лет, эти пары могут стать родителями. Каждый год после искусственного оплодотворения в республике рождаются больше тысячи малышей. Также достаточно большой популярностью пользуются услуги суррогатной матери. Чтобы определить условия и порядок применения таких видов вспомогательных репродуктивных технологий, в конце апреля 2011 года депутаты приняли специальный законопроект в первом чтении. Этот документ вызвал негодование у религиозной общественности, которая против любого вмешательства в таинство зачатия. Белорусская православная церковь направила свои предложения по законопроекту в палату представителей Национального собрания.
В своем письме Церковь настаивала на недопустимости использования донорской спермы и яйцеклеток при ЭКО, а также просила запретить суррогатное материнство в принципе или допустить его использование с резкими ограничениями. Кроме того, Церковь требовала, чтобы "лишние" зародыши в матке при ЭКО ни в коем случае не уничтожались.
"Это противоречит духовно-нравственным традициям белорусского народа и оскорбляет религиозные чувства граждан", - подчеркивалось в письме БПЦ.
Возможность же искусственного оплодотворения священники допускали только в том случае, когда женщина состоит в браке, а в решении проблемы бесплодия не привлекается третья сторона. То есть искусственное оплодотворение должно происходить клетками мужа, но никак не постороннего человека. В противном случае это приравнивается к прелюбодеянию. А ведь именно из-за мужского бесплодия половина пар не может зачать ребенка.
"Донорство - это технически ущербная во всех отношениях беспорядочная половая связь", - заявил тогда директор центра поддержки семьи и материнства "Матуля" при приходе минского храма Святого Николая Японского иерей Павел Сердюк.
Альтернативой ЭКО церковь видит напротехнологии, которые используются в Польше и Франции, когда женщина прислушивается к своему организму и ей удается зачать.
В Русской православной церкви экстракорпоральное оплодотворение также считают "нравственно неприемлемым".
Глава патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов заявил летом этого года, что данная процедура противоречит установлениям Церкви, изложенным в "Основах социальной концепции РПЦ". Церковь выступает против вариантов экстракорпорального оплодотворения, при которых используются донорская сперма, донорские яйцеклетки или суррогатная мать.