Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов заявил в интервью порталу "Интерфакс-Религия", что решение Верховного суда РФ о запрете ношения школьницами хиджабов не ущемляет права мусульман.
"Если мы внимательно посмотрим на дореволюционные фотографии российских мусульманок, в частности, татарок, то увидим, что они отдавали предпочтение национальным головным уборам - калфакам, миниатюрным женским тюбетейкам", - рассказал исламовед.
По его словам, коллективные фотоснимки школ для девочек, организованных Мухлисой Буби (1869 - 1937), ставшей в 1920-е годы первой в истории ислама женщиной-казыем (шариатским судьей), подтверждают, что никто из них не надевал хиджабы, но от этого они не переставали считаться мусульманками, отметил собеседник портала.
Сама Мухлиса Буби также не надевала хиджаба в том виде, в каком мы его сейчас видим, отдавая предпочтение национальной одежде, добавил Сулейманов.
"Если следовать логике демагогов и популистов, кричащих о том, что несовершеннолетняя девочка, учащаяся в светской школе, без хиджаба уже не мусульманка, то получается, что и учившиеся до революции наши прабабушки теперь ими объявляются немусульманками только потому, что они не одевались по турецко-арабской моде", - отметил он.
Наконец, самое главное, как считает ученый, в том, что никто не запрещает создавать свои частные общеобразовательные школы, в том числе и мусульманские. По мысли Сулейманова, это могло бы стать альтернативой, где можно было бы ввести свой обязательный дресс-код.
В Татарстане такой опыт уже есть - частная мусульманская школа "Усмания", действующая с 1994 года. В ней учится около 50-70 детей, девочки ходят в хиджабах. "Правда, судя по тому, что это лишь одна такая школа на весь Татарстан, причем с небольшим числом учащихся, подобные учебные заведения не пользуются большой популярностью среди самих мусульман, почему-то предпочитающих своих детей отдавать в светские школы", - сказал Сулейманов.
Он также указал на то, что православное население России не настаивает на ношении их детьми религиозных головных уборов и не выдвигает "ультимативных по отношению к государству требований соблюдать свой религиозный дресс-код в светских учебных заведениях".