В Московском бюро по правам человека считают, что руководители Центра Сахарова должны были предвидеть болезненную реакцию верующих
Архив NEWSru.com

Московское бюро по правам человека (МБПЧ) распространило заявление по поводу ситуации с обвинением, предъявленным директору Музея и общественного центра имени Сахарова Юрию Самодурову в связи с проведением в помещении музея выставки "Запретное искусство-2006".

Как отмечается в документе, выставка вызвала большой общественный резонанс. По мнению ряда представителей православной и протестантской общественности, экспонаты выставки являются оскорбительными для верующих, а художники глумятся над священными религиозными символами.

"Это уже повторная реакция на аналогичную выставку и это уже второе уголовное дело против руководства Центра имени Сахарова. Ранее, в 2004 году было заведено дело по статье "возбуждение национальной расовой или религиозной вражды" в связи с проведенной в январе 2003 года в Центре Сахарова экспозицией "Осторожно, религия!". В марте 2005 года Таганский суд Москвы признал, что данная экспозиция носила провокационный и оскорбительный характер. Юрий Самодуров и сотрудница музея Людмила Василовская были признаны виновными и приговорены к штрафу в размере 100 тысяч рублей, хотя прокурор требовал для Самодурова трех лет заключения в колонии-поселении", - напоминают авторы документа, отмечая, что несмотря на это, руководство музея снова устроило повторную выставку, на которую последовала схожая реакция.

"История искусств знает огромное число примеров, когда художественные объекты носили, с точки зрения публики, оскорбительный характер, а последующие поколения пересматривали эти оценки. "Новое" искусство, особенно искусство XX-го века, нередко строилось на провокативном отрицании художественных канонов, устойчивых эстетических стереотипов и зачастую бросало вызов традиционным общественным нормам. В результате в мировой культуре уже стало общепризнанным право художника на самовыражение, независимо от соотнесения художественного замысла с общественной моралью. Тем более, когда этот замысел осуществляется в ограниченном и специально предназначенном для этих целей пространстве – музее или галерее", - говорится в заявлении.

"Вместе с тем, до сих пор остается нерешенным вопрос, до каких пределов простирается право художника на самовыражение. Не исключено, что художественный замысел может вступить в противоречие с нормами уже не общественной морали, но гражданского и уголовного кодекса, нарушая права человека, оскорбляя религиозные святыни, чувства верующих.

Организаторы выставок и художники, имеющие право на творческое самовыражение, должны отдавать себе отчет в общественном резонансе, который вызывают подобные выставки, особенно в период обострения в России и мире межнациональных и межрелигиозных конфликтов. Отдавать себе отчет не только как художники, но и как граждане. Последние годы явили массу примеров, когда картины, карикатуры, фильмы вызывали негодование верующих, этнических групп, провоцировали конфликты и столкновения.

Руководители Центра Сахарова должны были предвидеть эту болезненную реакцию верующих, но сознательно пошли на обострение ситуации, что, по нашему мнению, абсолютно недопустимо и провокационно", - говорится в заявлении МБПЧ.

"В то же время, - пишут авторы документа, - мы не приемлем некоторые выступления коллег-правозащитников, которые пытаются представить ситуацию как акцию по разгрому Центра имени Сахарова и удушению правозащиты в России. Нельзя переводить данный инцидент в политическую плоскость, не анализируя суть проблемы, не говоря об ответственности правозащитников перед гражданами и обществом, недопустимости оскорбления чувств верующих".

"Мы надеемся, что правоохранительные органы и судебная власть объективно и беспристрастно оценят ситуацию. Полагаем, что признак субъективной стороны деяния - возбудить национальную, расовую или религиозную вражду либо унизить национальное достоинство или пропагандировать мнение об исключительности, у Ю.Самодурова отсутствовал, так как он никогда не проповедывал радикальные взгляды, содержащие религиозную вражду либо агрессивную ксенофобию. Как всем известно, в Центре имени Сахарова неоднократно проводились круглые столы антифашистского, антивоенного характера, направленные на развитие межнационального и межрелигиозного диалога, совершенствование правосудия", - говорится в заявлении.

"Все должны быть равны перед законом и судом. Мы не можем мириться с тем фактом, что российское правосудие молчаливо взирает на десятки ярых идеологов вражды и ненависти, которые подстрекают к убийствам и насилию по этническому или конфессиональному признаку, выпускают горы литературы, напичканной расистскими, нацистскими призывами. Тем самым провоцируют преступления на почве ненависти, количество которых растет с каждым годом. Только за первые четыре месяца 2008 г. в стране произошло не менее 117 нападений на почве ксенофобии, итогом которых стало 65 погибших и не менее 124 пострадавших. В современной России издается порядка 100 ксенофобных газет, 7 книжных издательств специализируются на выпуске книг, оскорбляющих национальные и религиозные чувства россиян. Эксперты насчитывают десятки тысяч скинхедов, множество радикальных организаций. Как правило, большинство подстрекателей ненависти и вражды остаются вне территории закона, продолжая нарушать российское законодательство, подрывать основы конституционного строя", - подчеркивается в документе.

"Правосудие не может быть точечным и избирательным, если мы строим правовое и демократическое государство", - заявляет Московское бюро по правам человека.

* * *

СПРАВКА

Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

1. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные: а) с применением насилия или с угрозой его применения; б) лицом с использованием своего служебного положения; в) организованной группой, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.