Папа подверг критике не ислам, а западное общество, в духовном кризисе которого понтифик видит причину распространения мусульманского экстремизма
Reuters

Как уже сообщалось, лекция, с которой Папа Римский Бенедикт XVI выступил 12 сентября в Регенсбургском университете, где он с 1969 по 1977 гг., будучи еще профессором Йозефом Ратцингером, преподавал богословие, вызвала бурную реакцию в мусульманском мире.

"Благовест-инфо" со ссылкой на CNS, более подробно рассказывает, о чем шла речь в выступлении понтифика, на которое собрались около 1500 ведущих ученых Германии.

Лекция была посвящена историческому исследованию исламского экстремизма и джихада. Папа подверг критике не ислам, а западное общество, в духовном кризисе которого понтифик видит причину распространения мусульманского экстремизма.

В течение многих веков Запад был склонен "исключать вопрос Бога" из сферы разумного знания. Такое многовековое пренебрежение религиозной мыслью привело к тому, что Западу сегодня очень трудно начать "столь необходимый" в современных условиях диалог с исламским миром, убежден Папа. "Разум, глухой к божественному и относящий религию к субкультурам, не может вступить в диалог культур", – заявил Бенедикт XVI.

Папа начал свое выступление объемной цитатой из письма византийского императора Мануила II Палеолога неизвестному мусульманскому богослову XIV века. В письме император критикует ислам, в частности, упрекая Пророка Мухаммеда в призывах "распространять веру мечом". Дальше Палеолог объясняет, что распространение религии путем насилия "неразумно", так как насилие противоречит природе Бога и самой человеческой души.

Христианское богословие пришло к выводу, что вера основана на принципах разума, а "неразумные" действия противоречат природе Бога, – подчеркнул понтифик. Основной мыслью его лекции было то, что "растущее разделение разума и веры" привело человечество к очень опасной ситуации – общество пытается "сконструировать этическую систему", не принимая во внимание религию, а отдельные личности пытаются делать нравственный выбор, основываясь исключительно на своем субъективном восприятии.

По мнению Папы, причина этого нравственного кризиса отчасти кроется в длительном процессе "де-эллинизации" христианской теологии, особенно на тех стадиях развития, когда слишком сильный акцент делался на Писании, в результате чего ценность Евангелия была сведена до восприятия его как "гуманитарно-нравственного послания", а между богословием и научным эмпиризмом образовалась пропасть.

Бенедикт XVI подчеркнул, что не ставит перед собой задачи "повернуть вспять часы" современной мысли или игнорировать прогресс человечества. "Но Церковь видит опасности, и верит, что преодолеть их можно будет только тогда, когда вера и разум объединятся по-новому", – убежден Бенедикт XVI.

Между тем, "Новые Известия" отмечают сегодня, что Папа, выступая в университете, сделал упор на философских отличиях христианства от ислама и о связях насилия с верой. Газета приводит упомянутые понтификом в лекции слова жившего в XIV веке и противостоявшего Османской империи императора Мануила II Палеолога: "Покажите мне, что нового принес Мухаммед, и вы найдете злые и бесчеловечные вещи, такие как приказы мечом нести веру, которую он проповедовал".

Как сказано в публикации "Новых Известий", в ответ на этот пассаж в лекции глава французского совета по мусульманской религии заявил: "Мы надеемся, что Католическая церковь немедленно прояснит свою позицию, признав, что она не смешивает ислам... и исламизм, который является не религией, а политической идеологией".

Немного о Мануиле Палеологе

Император Мануил Палеолог - один из последних государей Византии. Стесненный султаном Баязетом, он призвал на помощь западных королей, но выступившее под начальством короля Сигизмунда Венгерского крестовое ополчение было наголову разбито султаном в битве у Никополя. В противоположность другим константинопольским императорам, он лично отправился с просьбами о помощи в Западную Европу, через Венецию, во Францию, Англию и другие государства. Принятый везде с блеском, он, однако, не получил действительной помощи. После поражения Баязета у Ангоры (1402), Мануил вернулся в Константинополь, снова принял правление, отдав Иоанну Фессалонику, заключил мир с сыновьями Баязета, Сулейманом и Магометом I, и управлял мирно до смерти последнего в 1421 г.

Как отмечается в "Новых Известиях" теоретик борьбы с джихадом, таким образом, был выбран Папой не случайно.