Праздничная ночная пасхальная служба стартовала в главном православном соборе России - храме Христа Спасителя. Торжественное богослужение возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В храме присутствуют президент России Владимир Путин, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, мэр столицы Сергей Собянин и другие общественные и политические деятели. Присутствие руководителей страны на праздничных богослужениях стало традицией с 2001 года, когда в восстановленном храме Христа Спасителя проходило первое Пасхальное богослужение.
"Желаю каждому из вас почувствовать особую радость от соприкосновения с Христом воскресшим в эту ночь", - сказал предстоятель РПЦ перед началом богослужения. Патриарх отметил, что люди, посещающие храм в эту ночь, "знают, что на сердце особое состояние". По его словам, дело не в парадности службы или проникновенности пения хора: "Мы знаем, что даже в самых простых храмах, где нет такого торжества, как в кафедральных соборах, люди получают особую радость в сердце и живут с этой радостью" (цитата по "Интерфаксу").
Патриарх призвал верующих в трудные минуты жизни вспоминать о пасхальной радости, о благодати воскресения Христа. "Пусть его благодать, его сила, Христа победившего смерть, укрепляет нас в нашей вере и помогает идти по жизненному пути", - заявил первоиерарх.
В храме Христа Спасителя собрались несколько тысяч верующих. По словам очевидцев, в этом году среди собравшихся особенно много молодежи.
В Москву доставили благодатный огонь из Иерусалима
В субботу в международном аэропорту Внуково приземлился самолет с делегацией Фонда Андрея Первозванного, которая доставила в Москву благодатный огонь из Иерусалима. Святыня из иерусалимского храма Гроба Господня была привезена спецрейсам, сообщает РИА "Новости".
Огонь доставили в особых лампадах, похожих на те, что использовались для транспортировки Олимпийского огня.
Благодатный огонь символизирует нерукотворный свет Воскресения Христова, о котором говорил апостол Петр. Огонь загорается ежегодно в храме Гроба Господня в канун Пасхи по молитвам патриарха Иерусалимского и других представителей православного духовенства и десятков тысяч паломников.
В Москве делегацию Фонда Андрея Первозванного встретили сотни верующих, которые смогут получить частицы Благодатного огня, чтобы принести святыню в свои дома и храмы.
Примерно в полночь в главном соборе России, а также во всех православных храмах страны и зарубежья совершается крестный ход: под звон колоколов духовенство и прихожане с зажженными свечами, славя Господа, выходят из храма, как бы навстречу Спасителю. Обойдя храм, они останавливаются перед закрытыми дверями, как перед входом в пещеру Гроба Господня. Под пение тропаря "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!" - двери открываются, молящиеся входят в храм и начинается пение пасхального канона.
С этого момента и до праздника Вознесения Господня, который отмечается на сороковой день после Пасхи, верующие приветствуют друг друга словами: "Христос воскресе! - Воистину воскресе!".
Хотя Пасху празднуют в течение 40 дней, самой торжественной является первая неделя праздника, Светлая седмица. На протяжение этой недели совершаются необыкновенные по красоте богослужения, которые точно повторяют службу пасхальной ночи с крестным ходом, а двери алтарей всех церковных престолов распахнуты как символ открытых райских врат. Кроме того, каждый может позвонить в колокола, чтобы выразить радость праздника - такая возможность предусмотрена почти во всех храмах. Но посещать кладбища, вопреки сложившейся в советское время традиции, на Пасху не принято - это можно будет сделать на Радоницу 21 апреля. Этот день иногда называют пасхой умерших.
История праздника
Празднование Пасхи - победы Иисуса Христа над смертью, его "восстания из мертвых" - было установлено еще в апостольское время. В первые века христианские общины отмечали Пасху в разное время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, ее праздновали одновременно с Пасхой иудейской - 14-го нисана по еврейскому календарю, независимо от того, на какой день недели выпадал праздник.
Западная Церковь отмечала Пасху в первое воскресенье после весеннего равноденствия. Первая попытка установить для всех Церквей единое правило празднования Пасхи была предпринята св. Поликарпом, епископом Смирнским, в середине II века. Но окончательное решение о едином праздновании Пасхи было принято только на Первом Вселенском Соборе, проходившем в городе Никея (современный Изник, Турция) в 325 году. Собор постановил, что Пасха должна отмечаться в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния при условии, чтобы она никогда не совпадала с иудейской Пасхой.
Таким образом, Пасха является подвижным праздником, выпадающим каждый год на разные числа в период с 22 марта по 25 апреля. Эти числа определяются по особой таблице, Пасхалии, в которой указаны даты празднования Пасхи на много лет вперед.
Пасхальное богослужение отличается особой торжественностью. Перед его началом в храмах зажигаются все светильники и все присутствующие стоят со свечами в знак особой духовной радости. Со времен апостолов пасхальное богослужение совершается ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане тоже бодрствуют в священную для них ночь Воскресения Христова.
Основные пасхальные торжества продолжаются в течение всей последующей недели, называемой Светлой седмицей, и заканчиваются на восьмой день - в воскресенье (второе воскресенье после Пасхи).