Французские власти накануне отказали в предоставлении гражданства женщине на том основании, что та носит так называемую "бурку" (паранджу). Раньше, как отмечают сегодня "Новые известия", для подобных отказов находили другие предлоги.
Случай, о котором рассказала газета Le Monde, в очередной раз поднимает проблему совместимости разных культур в одном обществе. Насколько французское общество, которое гордится исключительно светским характером и равенством людей всех вероисповеданий, культур и рас, готово принять религиозные особенности людей?
Фаиза М. – марокканка 32 лет, замужем за гражданином Франции (тоже мусульманином) и во Франции родила от него троих детей. Она постоянно живет в стране с 2000 года, говорит по-французски и попросила дать ей французское гражданство. Отказ мотивирован единственной причиной: ношением "бурки" (так арабы называют черную или темную женскую одежду, которая закрывает все тело, оставляя лишь щелку для глаз).
Впервые в истории Франции государственный совет – высший судебный орган страны – принял во внимание религиозную практику, высказываясь о способности иностранца интегрироваться во французское общество, приводят "Новые известия" комментарий Le Monde. Фаиза М., говорится в вердикте, "во имя радикальной практики своей религии проявила такое социальное поведение, которое несовместимо с основными ценностями французского сообщества, а именно принципом равенства полов". В 2005 году суд первой инстанции отказал Фаизе М. по причине "недостаточной ассимиляции". После госсовета теперь апеллировать ей некуда.
Судя по первой реакции, в политических кругах Франции, в общем, одобряют это решение. По словам первого секретаря соцпартии Франсуа Олланда, "закон применен правильно" и "не следует идти на поблажки". В предоставлении гражданства нужно в каждом отдельном случае учитывать степень ассимиляции. Такого же мнения придерживается министр высшего образования Франции Валери Пекресс. Выступая по радио, она заявила, что "принцип равенства полов не подлежит обсуждению во Французской Республике". "За фактом ношения "бурки" следуют и факты, что эта женщина не ходила голосовать, не имела никакой самостоятельной жизни в обществе и перемещалась только в сопровождении мужа", – подчеркнула министр.
Во Франции в последние годы дебаты крутились в основном вокруг хиджаба – мусульманского платка, закрывающего голову и шею. Законом от 15 марта 2004 года запрещено ношение явных признаков принадлежности к какой-либо религии в некоторых государственных учреждениях, в том числе школах, колледжах, лицеях. Теоретически во всех других местах хиджаб разрешен. Но время от времени бывают инциденты то здесь, то там, особенно в мэриях.
По закону любой иностранец, заключивший брак с гражданином Франции, через два года получает право на французское гражданство. Но некоторые статьи того же закона ограничивают его. Супруг или супруга должны доказать "свою ассимиляцию во французском сообществе, в частности, достаточным, в зависимости от условий, знанием французского языка, прав и обязанностей, связанных с французским гражданством". Власти могут отказать в случае недостаточной ассимиляции, проявляющейся, в частности, "распространением экстремистских идей, отвергающих основные ценности французского общества".
В этом отношении подчеркнуто светская Франция, пожалуй, строже других стран Евросоюза, который в целом проповедует те же основные ценности.
В Германии на удостоверение личности полагается фотографироваться с открытым лицом, но одежда, в том числе и "бурка", не входит в число условий для получения гражданства. Достаточно прожить в стране не менее 8 лет, иметь чистое полицейское досье, успешно сдать языковой экзамен с четко определенными критериями. С этой осени вводится обязательный ответ на 33 вопроса о государственном и общественном устройстве ФРГ.
В Италии кандидат на натурализацию спустя 10 лет постоянного проживания посылает свое досье в МВД, где специальная комиссия оценивает его экономическое положение и проверяет отсутствие правонарушений. Административный суд области Лацио вынес прецедентное решение, что "следование культурным традициям" страны происхождения в той мере, в какой это не нарушает действующего законодательства, не должно влиять на натурализацию.
В Нидерландах, в крупных городах которых иммигрантов чуть ли не больше, чем населения "титульной" нации, гражданство предоставляется автоматически через пять лет легального проживания. В последнее время введены более жесткие условия: иммигранты должны сдать языковой экзамен, а при вступлении в гражданство произнести присягу на специальной церемонии.
В Великобритании, которая долгое время отличалась особой либеральностью, тоже решили несколько затруднить вступление в подданство: его надо "заслужить". Существует обязательный экзамен на знание основ британского общества. Однако министр внутренних дел Джеки Смит хочет пойти дальше. По ее словам, британское гражданство должно предоставляться "только тем, кто говорит по-английски, хорошо работает и платит налоги". Но с особенностями одежды никаких проблем нет.