В Папском университете Саламанки проходит международный конгресс, посвященный оценке наследия Второго Ватиканского собора
hu-berlin.de

В Испании, в папском университете Саламанки, с 15 по 17 ноября проходит международный конгресс, посвященный оценке наследия Второго Ватиканского собора. Форум, организованный теологическими факультетами Испании и Португалии, собрал богословов из разных стран.

Конгресс торжественно открыл президент Конференции католических епископов Испании кардинал Антонио Мария Роуко Варела, сообщает портал "Седмица.ru" со ссылкой на пресс-центр университета.

Сессии конгресса начались со вступительных докладов библиотекаря Римской церкви и архивариуса Ватиканского секретного архива архиепископа Жана-Луи Бругэ, а также архиепископа Вальядолида и вице-президента испанской епископской конференции Рикардо Бласкеса, которые были посвящены анализу значения деяний Второго Ватиканского собора в современном католицизме. В частности, речь шла о сфере духовного образования. Затем теологи из нескольких испанских университетов представили свое видение отдельных соборных решений.

Второй день конференции посвящен обсуждению таких тем, как "Экклезиология и экуменизм", "Священническое служение", "Теология служения мирян", "Пастырская конституция Gaudium et spes ("Радость и надежда")" и др.

В последний день конгресса теологи остановят внимание на вопросах взаимоотношений с другими религиями, основанных на деяниях собора. Заключительный доклад на тему "Герменевтика и рецепция Второго Ватиканского собора" прочтет бывший глава Папского совета содействия христианскому единству кардинал Вальтер Каспер.

О Втором Ватиканском соборе

Второй Ватиканский собор проходил в 1962 - 1965 годах. Римско-католическая церковь признает его XXI Вселенским собором. Он по праву считается самым значительным и выдающимся событием в истории Католической церкви Новейшего времени. Собор был созван по инициативе папы Иоанна XXIII с целью устранить противоречия между доктриной католицизма, церковно-иерархической структурой, традициями Церкви и реалиями современного мира, чтобы "Церковь показала себя способной разрешать проблемы нашего времени".

О своем намерении созвать собор папа Иоанн XXIII объявил еще в 1959 году, и 17 мая того же года он назначил первую комиссию по его подготовке. Папа призвал всех епископов Католической церкви, монашеские ордена и университеты внести свои предложения по повестке дня собора и по проблемам, подлежащим соборному обсуждению.

5 июня 1960 года Иоанн XXIII по своей инициативе создал Центральную подготовительную комиссию собора и подчинил ей 10 рабочих комиссий и 2 секретариата, в задачу которых входила разработка проекта решений собора с учетом мнений, высказанных в поступающих предложениях. Под строгим контролем Римской курии эти комиссии составили 73 проекта решений собора, которые затем были одобрены Центральной комиссией.

Иоанн XXIII торопил комиссию, стремясь ускорить подготовку собора. Причина такой спешки заключалась в том, что к этому времени Иоанн XXIII уже знал о своем заболевании раком, чувствовал сильное недомогание и готовился к скорой кончине. Другой, не менее серьезной причиной было намерение папы помешать курии саботировать собор. А целью консервативного направления, ссылавшегося на необходимость основательно подготовиться к собору, было поставить его так же, как в свое время сделал Пий IX, перед свершившимся фактом и низвести собор до уровня послушной машины голосования.

25 декабря 1961 года Иоанн XXIII своей апостольской конституцией Humanae salutis созвал собор, одновременно объявив о завершении эпохи Первого Ватиканского собора. Принципиальное значение этого акта состояло в том, что тем самым папа воспрепятствовал стремлению интегристов рассматривать этот собор как продолжение Первого Ватиканского и на этом основании проводить его в прежнем духе. На собор папа пригласил также представителей 28 христианских церквей и деноминаций для участия в нем в качестве наблюдателей. Решением от 2 февраля 1962 года (Concilium) Иоанн XXIII назначил открытие собора на 11 октября 1962 года.

На торжественное открытие Второго Ватиканского собора в базилику Святого Петра прибыло 2540 иерархов Римско-католической церкви. В своей речи по случаю открытия Ссбора 11 октября 1962 года Иоанн XXIII снова заявил, что задачей собора является соответствующее обновление Церкви и ее разумная реорганизация, чтобы тем самым Церковь продемонстрировала свое понимание развития мира и подключилась бы к этому процессу. Обращаясь к решениям Тридентского и Первого Ватиканского соборов, папа высказал пожелание, чтобы результатом настоящего собора стала открытая миру Церковь. При этом выход из сепаратизма и изоляции может осуществляться не путем прокламирования новых догматов и тем более не путем осуждений, а посредством ясного и современного изложения соответствующих религиозных истин.

Папа неоднократно заявлял, что Церковь располагает уже вполне достаточным количеством догматов, определений и суждений. Поэтому задачей Собора является не отвергающее и непогрешимое осуждение реалий современного мира, а проведение конструктивных реформ. И действительно, притом что Второй Ватиканский собор наметил ряд радикальных реформ и стал поистине эпохальным событием в истории Церкви ХХ века, он не принял ни одного нового догмата.

Первая сессия собора проходила между 11 октября и 8 декабря 1962 года. На заседаниях председательствовали по очереди 10 назначенных папой членов президиума. Некоторые заседания начинались с молитвы, произносимой попеременно на латинском и греческом языках. Однако конструктивную работу первой сессии парализовала борьба между поддерживаемой большинством курии консервативной партией интегристов и резко противостоящими ей епископами, принимающими реформаторские взгляды прогрессивных теологов. Успех партии реформ зависел от того, сумеет ли она вырвать из рук курии и консервативной партии руководство собором.

Перевес сил в пользу прогрессистов произошел сразу же, на первом заседании 13 октября 1962 года. Президиум собора предложил, чтобы в состав его 10 комиссий, занимавшихся разработкой проектов решений и их предварительным обсуждением, были доизбраны и так имевшие в них явное большинство куриальные и консервативные представители. Однако выступление прогрессистов во главе с кардиналами Беа и Сюэненсом увенчались успехом. Большинство собора приняло предложение оппозиции, и тем самым прогрессисты одержали на нем первую большую победу. Президиум отложил заседания собора. 16 октября на выборах список оппозиции собрал большинство голосов. Таким образом, в комиссиях (1/3 членов которых была назначена папой) было обеспечено соответствующее представительство прогрессистов.

Иоанн XXIII, будучи уже смертельно больным, внимательно следил за заседаниями собора по телевидению. 4 декабря он неожиданно выступил с большой речью, в которой позитивно оценил ход заседаний собора, поддерживая тем самым прогрессистов. В это же время папа возвел в сан кардинала архиепископа Милана Джованни Баттиста Монтини - будущего папу Павла VI. Именно в нем Иоанн XXIII видел своего преемника. Вместе с тем папа предупреждал кардинала Монтини, чтобы тот был выше соборных дискуссий и сохранял свою беспристрастность в интересах единства Церкви.

На первую сессию собора было вынесено для рассмотрения 5 проектов (схем): о литургии, об источниках Божественного откровения, о средствах массовой информации, о единстве с Восточными церквами и проект реорганизации структуры Церкви под названием De Ecclesia.

При обсуждении первых двух проектов возникла достаточно острая дискуссия между двумя основными направлениями. В итоге все проекты вернули в подготовительные комиссии для доработки. Таким образом, на первой сессии ни по одному вопросу не удалось прийти к решению. После закрытия сессии - учитывая ее печальный опыт - созданная согласительная комиссия сократила число предварительных проектов с 73 до 17.

Работа собора была прервана смертью Иоанна XXIII и выборами нового папы, которым стал кардинал Монтини, взявший имя Павел VI. 27 июня 1963 года Павел VI объявил о том, что следующая, вторая сессия собора будет открыта им 29 сентября (сессия продлилась до 4 декабря). При открытии сессии Павел VI четко определил задачи собора: 1) углубление самопознания (самораскрытия) Церкви; 2) обновление внутренней жизни Церкви; 3) продвижение вперед для единства христиан (экуменизм); 4) диалог с миром (осмысление внешней миссии Церкви). Наряду с этим он закрепил давнее пожелание Иоанна XXIII о том, что собор не должен принимать никаких решений, которые претендовали бы на пастырскую (наставническую) непогрешимость.

Вторая сессия собора проходила под непосредственным руководством Павла VI. На обсуждение были вынесены 3 проекта (схемы): о Церкви, о епископах и об экуменизме. Разногласия между прогрессистами и консерваторами были исключительно острыми, и к концу октября собор зашел в тупик. Проекты решений вновь вернули комиссии. Вполне ощутимым результатом сессии было почти единогласное принятие на последнем заседании, 4 декабря 1963 года, переработанных регламентированных документов о Божественной литургии (Sacrosanctum concilium), а также декрета о средствах массовой информации (Inter mirifica), которые были затем провозглашены Павлом VI. Для осуществления зафиксированных в обоих документах решений папа создал в начале 1964 году две соответствующие комиссии.

Третья сессия собора проходила между 14 сентября и 28 ноября 1964 года. Эту сессию можно рассматривать как поворотный момент собора. Папа решительно вмешался в ход обсуждений, высказавшись против слишком рьяных реформистов. Он дал им понять, что предпосылкой дальнейшей дискуссии должно быть окончательное формулирование и принятие догматической конституции о Церкви. В центре дискуссии стоял вопрос о коллегиальном участии епископов в церковном управлении. (Число увидевших в этом угрозу для папского примата и проголосовавших против превысило 300). В итоге на последнем общем заседании сессии, проходившем 21 ноября, была принята догматическая конституция о Церкви Lumen gentium ("Свет народам") - самый значительный документ собора. Эта конституция вместо понятия "торжествующая Церковь" вводила понятие "Церковь в служении". Также вводился институт коллегиального участия епископов в управлении Церковью посредством активизации епископского синода.

Третья сессия проходила также под знаком экуменизма. 21 ноября папа обнародовал декрет о Восточных церквах (Orientalium Ecclesiarum) и декрет об экуменизме (Unitas redintegratio). Однако, несмотря на демонстрацию доброй воли к сближению, Восточная и Западная церкви в догматическом отношении ни на шаг не приблизились друг к другу.

Четвертая сессия собора была самой продуктивной. Во время ее открытия папа объявил об обновлении постоянного епископского синода. На сессии обсуждалось 11 проектов документов. Наибольшую дискуссию вызвали декларация о свободе вероисповедания, а также духовно-пастырская конституция о роли Церкви в современном мире (Gaudiam et spes).

28 октября 1965 года собор принял 3 декрета и 2 декларации: декрет о духовно-пастырском предназначении епископов (Christus Dominus), декрет об обновлении в современном духе монашеской жизни (Perfectae caritatis), декрет о воспитании и духовном образовании священников (Optatum totius), декларацию о христианском воспитании (Gravissimum educationis momentum) и декларацию об отношениях Церкви и нехристианских религий (Nostra aetate).

Декларация Nostra aetate явилась весьма важным документом не только для нового истолкования экуменизма, но и для понимания отношений между Католической церковью и иудаизмом. Еще в сентябре 1960 года папа Иоанн XXIII поручил кардиналу Беа, председателю Секретариата христианского единства, представить проект документа об отношении Церкви к евреям. Многократно перерабатываемый текст расширился затем также и за счет новой католической оценки мировых религий. Декларация исходила из того, что религиозность - единственный спутник человека, и каждая религия есть проявление этого. Поэтому и нехристианские религии также содержат ценные и достойные уважения со стороны христианина элементы.

В индуизме Католическая церковь ценит глубоко воздействующую медитацию и самодисциплинирующую форму жизни; в буддизме - стремление к совершенству посредством просветления и озарения; в исламе - наличие многих элементов, присущих христианству. Отношение к иудаизму в декларации излагается наиболее подробно: в ней указывается, что Церковь уходит корнями в Ветхий Завет, поэтому иудаизм и христианство связаны духовной близостью. Христиане считают себя духовными наследниками избранного народа - ведь их общим духовным сокровищем является Библия. Декларация раскрывает учение Церкви о смерти Иисуса Христа, подчеркивая, что ответственность за эту смерть не отягчает ни евреев того времени, ни их потомков. Декларация считает заслуживающими осуждения и сожаления преследования евреев и все проявления антисемитизма. Памятуя об общем с евреями наследии, Церковь глубоко сожалеет о всей ненависти, преследованиях и многочисленных проявлениях антисемитизма, которые когда бы то ни было и со стороны кого бы то ни было обрушивались на евреев. В этом сожалении Церковь руководствуется не политическим расчетом, а религиозной, евангельской любовью, поскольку она осуждает любое преследование, против кого бы оно ни было направлено.

Ссылаясь на апостола Павла, декларация отвергает различия между людьми, поскольку вселенское братство христианства исключает всякую дискриминацию: "Таким образом, никакого морального основания не могут иметь под собой такая теория или политика, которые делают различия между людьми и расами в отношении их человеческого достоинства и вытекающих из него прав. Исходя из этого, Церковь считает чуждым духу Христа и строго осуждает любую дискриминацию или оскорбления людей по расовому признаку, цвету кожи, общественному положению или религиозной принадлежности".

18 ноября 1965 года собором были приняты догматическая конституция о Божественном откровении (Dei verbum) и декрет об апостольстве мирян (Apostolicam actuositatem).

7 декабря 1965 года состоялось последнее заседание собора. На нем были приняты еще 4 декрета: декрет о служении и личной жизни священнослужителей (Presbеterorum ordinis), декрет о миссионерской деятельности Церкви (Ad gentes), декларация о свободе вероисповедания (Dignitatis hunanae) и второй важнейший документ собора - духовно-пастырская конституция об отношениях Церкви с современным миром - Gaudiam et spes.

Эта конституция, определяющая деятельность священнослужителей, явилась самым пространным, вызывающим множество споров и не раз полностью перерабатываемым документом собора. Она содержит наибольшее количество новых идей, определяет место, занимаемое Церковью в мире, ее отношение к обществу и государству, а также задачи и призвание Церкви в современном мире. На ее подготовку и редактирование большое влияние оказала энциклика Иоанна XXIII Pacem in Terris. Руководителем комиссии по разработке конституции был влиятельнейший член партии реформ кардинал Сюаненс. В работе над документом также принимал участие и кардинал Кароль Войтыла - будущий папа Иоанн Павел II. Окончательная редакция конституции выдержана в духе обновления всех сторон жизни Церкви - аджорнаменто. Ее исходным пунктом является идея об "автономии" земных дел, которая, в свою очередь, делает возможным для Церкви диалог с миром. Конституция рассматривает структуру общества, вопросы семьи и брака, анализирует отношения Церкви и современной культуры, вопросы экономической жизни. Созидательный труд она считает главным элементом самоосуществления человека.

В итоге решения собора были оформлены в 16-и важнейших его документах: 4 конституциях ("О Божественной литургии", "О Божественном откровении", "О Церкви", "О Церкви в современном мире"), 9 декретах ("О средствах социального общения", "Об экуменизме", "О Восточных Католических церквах", "О пастырском долге епископов", "О приспособлении и обновлении монашеской жизни", "Об апостольстве мирян", "О семинариях", "О миссионерской деятельности Церкви", "О служении и жизни священника") и 3 декларациях ("Об отношении к нехристианским религиям", "О христианском воспитании", "О религиозной свободе").

8 декабря 1965 года в базилике Святого Петра состоялось торжественное закрытие Второго Ватиканского собора, а 3 января 1966 года Павел VI сформировал 6 постоянных, пять специальных и одну координационную комиссию для истолкования и претворения в жизнь его решений.