Глава каирского исламского университета "Аль-Азхар", верховный муфтий Мухаммед Сейид Тантави недавно издал фетву, призывающую наказывать 80 ударами плетью всех повинных в клевете и распространении различного рода сплетен и слухов
www.ljworld.com

Глава каирского исламского университета "Аль-Азхар", верховный муфтий Мухаммед Сейид Тантави недавно издал фетву, призывающую наказывать 80 ударами плетью всех повинных в клевете и распространении различного рода сплетен и слухов. Фетва издана по горячим следам сентябрьских судебных процессов над журналистами по обвинению в клевете на первых лиц страны. Направлена она, по всеобщему мнению, именно против представителей прессы, сообщает сайт Института религии и политики со ссылкой на ИТАР-ТАСС.

Журналисты, решившие не сносить оскорбление молча, требуют сместить почтенного улема с должности. Добиваться отставки религиозного авторитета намерен депутат египетского парламента и главный редактор газеты "Неделя" Мустафа Букри. Он, правда, пока лишь обещает "срочно направить два послания" – премьер-министру Ахмеду Назифу и лично президенту АРЕ Хосни Мубараку. Первое – с просьбой "прояснить позицию правительства" относительно скандальной фетвы, второе – с просьбой уже об отставке Тантави. По словам Букри, шейх позволил себе "вторгаться в политические проблемы столь неподобающим образом, что это бросает тень на репутацию такого уважаемого религиозного заведения, как Аль-Азхар".

Главный редактор газеты "Фагр" ("Заря") Адиль Хамуда полагает, что дело не только в политике – оскорбительная фетва была для шейха Тантави предлогом для "сведения личных счетов" с египетской прессой. Помимо прочего, это постановление ведет к "искажению образа ислама и представлению его как религии примитивной и жестокой", – заявил, не без основания, представитель синдиката журналистов Гамаль Фахми. Масла в огонь подлили и последовавшие за этим призывы шейха Тантави запретить продажу изданий, якобы публикующих недостоверную информацию.

Мы поражены, что шейх "Аль-Азхара" участвует в кампании по запугиванию журналистов и свободомыслящих людей", - приводит РИА "Новости" текст недавнего заявления Профсоюза египетских журналистов.

По мнению представителей СМИ, подобные высказывания неприемлемы, поскольку «смешивают религию с политикой». Кроме того, такие заявления "наносят вред образу ислама в мире".

В минувшем месяце за "клевету на руководство страны" к различным срокам заключения были приговорены сразу 11 представителей "четвертой власти". Сначала 13 сентября главные редакторы четырех независимых изданий, в том числе упомянутой выше "Фагр", получили по году тюрьмы за "оскорбление и попытку опорочить репутацию высокопоставленных представителей правящей Национально-демократической партии путем публикации в газетах недостоверной и заведомо ложной информации". Несколько дней спустя, 24 сентября, состоялся суд над еще тремя представителями СМИ. На сей раз за "искажении цитаты» министра юстиции судили троих журналистов старейшей в стране оппозиционной "Аль-Вафд". В этом месяце ожидаются новые судебные разбирательства, в том числе в отношении главного редактора независимого издания "Аль-Бадиль". Ситуация оказалась настолько серьезной, что профессиональный союз не ограничился заявлениями о подавлении свободы прессы в стране, но создал в этой связи чрезвычайный комитет. Ему поручено вести диалог с правительством с целью пересмотра вердиктов суда.

Тантави, поддержавший позицию официальных властей, изложил содержание новой фетвы в присутствии президента на торжестве по случаю праздника "Лейлат аль-кадр" (Ночи предопределения), наступающей перед 27-м днем Рамадана. Как и другие подобные религиозные предписания, фетва основана на трактовке ряда коранических айятов и хадисов, которые призывают наказывать возмутителей общественного спокойствия и тех, кто сеет слухи и сплетни. Строго говоря, с точки зрения норм шариата, фетва не несет в себе ничего крамольного или оскорбительного. Свод исламских законов известен радикальными подходами к искоренению общественных пороков – чего стоят хотя бы побивание камнями за, например, супружескую измену, или лишение вора руки.