Поскольку другого Патриарха Кирилла у Русской церкви до сих пор не было, нет сомнения, что создатели фрески имели в виду именно сегодняшнего ее предстоятеля
Новый Регион
 
 
 
Сам Патриарх Кирилл фреску со своим изображением во время богослужения в Городце, вероятно, не увидел
Новый Регион

В храме Феодоровского монастыря в Городце Нижегородской области обнаружена необычная фреска. На ней представлены святой князь Александр Невский, - уже давным-давно канонизированный Церковью, - и... Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Нынешнего главу РПЦ на этой недавно созданной росписи изобразили с нимбом. При этом в надписи над фигурой Патриарха, где, по иконописной традиции, дается имя и сан или канонический статус изображенного, имеется аббревиатура "Св.", что означает "святой".

Поскольку другого Патриарха Кирилла у Русской церкви до сих пор не было, нет сомнения, что создатели фрески имели в виду именно сегодняшнего ее предстоятеля. Об этом, как сообщает "Новый Регион", написал в своем блоге протодиакон Андрей Кураев. Фреска написана под потолком храма, на стороне иконостаса, обращенной внутрь алтаря, поэтому прихожанам она не видна.

Как отмечает Андрей Кураев, Патриарх Кирилл совершил чин освящения этого храма 12 сентября в ходе визита в Нижегородскую область и вряд ли увидел эту фреску. "Епископы, сослужившие ему, явно заметили ее лишь во время чтения апостола (хотя и прибыли в храм на час раньше патриарха) и, улыбаясь, кивали в ее сторону. Но Патриарх с горнего места туда не смотрел", – пишет протодиакон.

Фотография фрески была размещена на официальном портале Русской православной церкви Патриархия.ru, однако два дня назад ее убрали по требованию главы РПЦ, отметил диакон. "Похоже, Патриарх счел неуместным тиражирование такой необычной фрески", – отмечает Кураев.

Однако фотографию с необычной фреской успели заметить представители блогосферы и язвительно отметили в своих комментариях, что главу РПЦ уже при жизни причислили к лику святых. Блоггеры считают, что нельзя уравнивать Патриарха с Александром Невским – он еще этого не заслужил. Хотя надо отметить, что бывали случаи в западной культовой живописи, когда заказчики или донаторы (дарители) священного образа изображались художником рядом со святыми - правда, как правило, без нимба.

Видимо, для предотвращения дальнейшего появления различных спекуляций по этой теме, Кураев в своем блоге попытался разъяснить так взволновавшее блогосферу изображение Кирилла в храме в Городце. По версии диакона, данная фреска всего лишь указывает на святость патриаршего служения. "Изображение действующего Патриарха с нимбом не есть предвосхищение Божия суда и суда Церкви, не есть канонизация личности патр. Кирилла, но есть указание на святость патриаршего служения. Несколько двусмысленное надписание "св" может пониматься только как "святейший", то есть как часть официально-протокольного титулования Патриарха", – поясняет Кураев.

"Нимб в иератической живописи – это не только знак личной святости, но и знак святости того служения, которое нес изображенный человек. Далеко не все люди, чьи изображения сопровождаются нимбами, прославлены Церковью. С нимбом изображали себя на монетах своей чеканки и св. князь Владимир, и непрославленный Церковью князь Ярослав Владимирович, и анафематствованный Церковью Святополк Окаянный (убийца своих братьев – святых Бориса и Глеба)", – пишет Кураев.

Диакон также поддержал решение церковных сановников убрать фото фрески с сайта РПЦ, поскольку "его значение понятно лишь для людей церковно-образованных". Феодоровский монастырь должен стать образовательно-миссионерским центром. "Для богословски образованной братии вся система алтарной росписи была бы понятна, а прихожане этой фрески не видели бы", – отметил Кураев.