Активисты московских мусульманских организаций провели накануне в столице пресс-конференцию, на которой потребовали созыва внеочередного съезда мусульман, чтобы поставить на нем вопрос об отставке шейха Равиля Гайнутдина с поста председателя Совета муфтиев России.
Собравшиеся говорили о том, что оплакивают недавний снос Московской соборной мечети как "гибель близкого родственника". По их мнению, это "варварское действо" произошло не из-за особых погодных условий, а было закономерной, запланированной и подготовленной акцией. Участники пресс-конференции попросили правоохранительные органы провести тщательное расследование обстоятельств трагедии и наказать виновных.
Общение защитников соборной мечети с прессой состоялось в центральном офисе партии "Яблоко". Вел пресс-конференцию председатель общественной организации "Фонд развития мусульманских народов" Гаяр Искандяров, являющийся также руководителем инициативной группы по предотвращению сноса Московской соборной мечети, которой, несмотря на все усилия, не удалось выполнить свою задачу, сообщает "Благовест-инфо".
Все участники пресс-конференции выражали крайнее возмущение "ложью, прямым обманом, наглым враньем", которые, по их мнению, содержатся в сообщении Совета муфтиев о сносе исторического здания.
"Снос соборной мечети – это преступление против человечности", – заявил председатель Национально-культурной автономии татар ЦАО Марат Фейзуллов, предложивший почтить минутой молчания память исторического здания. По его словам, "татарской общине Москвы, каждой московской татарской семье брошен вызов". На встрече много говорилось о значении соборной мечети как духовного, исторического, культурного и общественного центра мусульман Москвы.
Все присутствующие активисты, а также специалисты-строители и архитектор Ильяс Тажиев - автор проекта реконструкции соборной мечети - не верят ни сообщениям о причинах сноса, ни обещаниям реконструировать соборную мечеть. Отмечая факт существенной реставрации здания, проведенной к его 100-летию, в 2004 году, на средства правительства Татарстана, они не могут согласиться с версией о роковой трещине, которая якобы стала причиной "самообрушения" мечети. Но в любом случае, даже если трещина и была, нельзя было принимать решение о сносе таким образом: без составления соответствующих актов, без тщательной фотофиксации, без решения нескольких комиссий, тайком от верующих и сообщества защитников памятников старины, утверждали участники встречи.
"Мифом" назвал версию "самообрушения" член Общественного совета движения "Архнадзор" Константин Михайлов. По его словам, "так обычно и поступают" в тех случаях, когда инвестору надо избавиться от старинного здания, мешающего новой застройке.
Несмотря на зловещую банальность этой схемы, ситуацию со сносом соборной мечети можно считать по-своему уникальной: "заказчиком" разрушения выступило Духовное управление мусульман европейской части России (ДУМЕР) – организация, которая, согласно своему названию, призвана беречь духовные ценности, отметил Михайлов. Кроме того, "из ряда вон выходящим" делает это событие вызванный им общественный резонанс: оно "нанесло рану не только узкому кругу защитников старины, но и значительной части населения столицы – десяткам тысяч татар".
Активист "Архнадзора" добавил также, что невозможно поверить в обещания Совета муфтиев о реконструкции соборной мечети: "В этом случае здание разбирается вручную, а не сносится экскаватором".
Он возмущен и "полным молчанием" московских властей, которые даже на пятый день после сноса никак не реагируют на происшедшее (с комментарием по поводу ситуации с Соборной мечетью 13 сентября выступил мэр Москвы Сергей Собянин. - Прим. ред.). "Есть три распоряжения (московской власти, - ред.) о строительстве новой мечети, ни в одном из них не идет речь о сносе соборной мечети. Это странное молчание: если выяснится, что мечеть снесена с разрешения властей, они должны разделить ответственность за это. Если же без разрешения властей в Москве можно снести историческое здание – это тоже хуже некуда. Я не знаю, какая позиция "лучше", но молчание в этом случае – хуже всего", – сказал Михайлов.
Выступавшие настаивали на том, что со стороны Совета муфтиев и, в частности, его главы Равиля Гайнутдина имели место вовсе не вероучительные, а корыстные мотивы сноса соборной мечети. "Наверное, большие деньги сыграли тут главную роль. Не ислам, а корыстная цель в глубине этой проблемы", – предположил Гаяр Искандяров. А Махмут Велитов, руководитель религиозных обществ "Ярдам" и "Байт Аллах", кадый (религиозный судья) Московского муфтията назвал "вымышленной" и "совершенно беспочвенной" богословскую причину сноса здания: о том, что мечеть была неправильно сориентирована на Каабу. "В шариате нет указания о точном направлении на точку долготы и широты Каабы, достаточно направить свой взор в сторону Каабы. Если идти по логике Гайнутдина, в России нужно разобрать одну треть мечетей", – возмущался муфтий.
В том, что в истории со сносом соборной мечети замешаны "большие деньги", не сомневается адвокат Дагир Хасавов, представляющий интересы Ильяса Тажиева – автора проекта новой соборной мечети, фактически отстраненного от дел. Не добившись аудиенции у муфтия Гайнутдина, юрист, по его словам, вынужден бить тревогу через СМИ. Он утверждает, что в результате неоднократной и необоснованной смены подрядчиков на строительстве нового комплекса на проспекте Мира новое здание уже представляет угрозу для будущих посетителей. По словам Хасавова, в несущих бетонных колоннах новой мечети появились трещины. "Если так пойдет, обрушится и новая мечеть", – предсказал адвокат.
Кроме того, Хасавов, а в один голос с ним и другие участники конференции, утверждали, что Гайнутдин не заинтересован в увеличении числа мечетей в Москве. По словам юриста, председатель Совета муфтиев лично "бойкотировал проект Ингушского культурного центра в Москве с мечетью, а также десять других проектов". "Мы говорим: "Русские не дают строить в Москве мечети". Какие русские! Сам председатель Совета муфтиев блокирует это!" – восклицал адвокат.
Со своей стороны, Искандяров, заслуженный строитель РФ Адиль Беляев, почетный председатель НДП "Ватан" Мухаммят Миначев напомнили, что они не раз публично выступали против строительства большого комплекса новой мечети именно на проспекте Мира. По их консолидированному мнению, Выползов переулок не в состоянии вместить десятки тысяч молящихся, что закономерно будет вызывать напряжение у москвичей.
Упомянутые участники конференции и их соратники – представители окружных московских татарских автономий убеждены, что строительство новых мечетей в Москве – это необходимость, в том числе – и крупных, но делать это надо не в центре столицы, а на периферии. Однако, по их словам, Гайнутдин демонстрировал свою заинтересованность в застройке именно Выползова переулка, заявляя ранее, что новое строительство не повредит исторической соборной мечети.
Участники пресс-конференции выразили обеспокоенность последствиями разрушения соборной мечети: это и раскол в российской умме, и рост межнационального и межрелигиозного напряжения, и создание опасного прецедента. По словам культуролога и публициста Сергея Джаннат Маркуса, под угрозой разрушения находятся такие памятники, как Старая татарская слобода в Казани, соборная мечеть в Нижнем Новгороде и т.д.
Градус возмущения и напряжения в выступлениях на пресс-конференции все время повышался; список обвинений в адрес председателя Совета муфтиев рос с каждой минутой. На встрече сообщили, что татарская община города Пушкино (Московская область) вышла из состава ДУМЕР, узнав о сносе соборной мечети. Было принято решение инициировать сбор подписей мусульман за отставку Гайнутдина с его поста, созыв внеочередного съезда мусульман России, а также добиться судебного разбирательства истории со сносом мечети.
Представители Совета муфтиев (светские сотрудники) присутствовали на пресс-конференции, но были лишены слова, отмечается в информации "Благовест-инфо".