В Московском Патриархате указывают на целый ряд недостатков Концепции духовно-нравственного воспитания школьников и выступают за усиление роли семьи в определении мировоззренческого содержания образования.
"Более мощно в концепции могли бы прозвучать такие исконные российские ценности, как готовность человека к жертвенному служению Отечеству, к его защите, самоотверженность, самоограничение, что очень важно в момент экономического кризиса, когда безудержное потребление, кажется, уже окончательно показало свою бесперспективность", - заявил глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин на круглом столе в Москве, сообщает портал "Интерфакс-Религия".
По его мнению, в концепции, которая включена в проект федерального государственного образовательного стандарта общего образования, "могли бы найти большее отражение такие ценности, как забота не только о материальном благосостоянии, но и о духовном развитии личности".
"Возможно, все это есть в определенных формулировках, но мне кажется, что формулировки, касающиеся перечисленных ценностей, могли бы быть гораздо более яркими, гораздо более не стесняющимися. Нам не нужно бояться быть самими собой, формулировать те ценности, которые выстраданы нашей историей, даже если они отличаются от установок тех или иных внешних сил", - убежден священник.
Он также выразил мнение, что "нужно очень серьезно усилить роль семьи в определении содержания образовательного процесса", и напомнил, что, согласно международному праву, российским документам образования, законодательству о правах ребенка, "родители имеют преимущественное право определять, какое мировоззрение будет преподаваться их ребенку в школе".
"И это право нужно очень серьезно подтвердить и на конкретных примерах, путем конкретных формулировок показать, в чем должна выражаться основная роль семьи в определении мировоззренческого содержания образования", - заявил Всеволод Чаплин.
Для него очевидно, что "было бы трагедией для большого количества людей, если бы опыт преподавания основ православной, исламской культуры, некоторых других религий был бы потерян. Люди с этим не согласятся, и откат назад невозможен".
"Нужно проработать вопрос о том, как сохранить и расширить практику, уже доказавшую право на жизнь, и как обеспечить - там, где еще не обеспечено, - возможность на основе свободы выбора изучать предметы, связанные с религией, с учетом мировоззренческого разнообразия нашего общества", - сказал представитель Московского Патриархата.
Он указал на то, что в России есть люди разных мировоззрений, "и каждой из этих групп нужно предоставить возможность, чтобы дети, проживающие в исламских, православных, иудейских, католических, протестантских, буддийских, атеистических семьях, познакомились бы в школе со своим мировоззрением, как это есть в большинстве стран мира".
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников была разработана учреждением Российской академии образования "Институт стратегических исследований в образовании" и размещена на официальном сайте Минобрнауки РФ 1 июня.
Авторы концепции отразили в ней свое видение национального воспитательного идеала, цели и задач воспитания школьников, особенностей духовно-нравственного развития гражданина России, ценностных установок обучения и воспитания в системе общего образования, управления воспитательным процессом, принципов взаимодействия школы, традиционных российских религий, институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании школьников, требований к условиям воспитания и социализации учащихся.