Архиерейский собор РПЦЗ принял резолюцию по итогам IV Всезарубежного собора
http://www.russianorthodoxchurch.ws

Архиерейский собор Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ), работа которого, как уже сообщалось, началась в Сан-Франциско 16 мая, принял сегодня резолюцию по итогам IV Всезарубежного собора РПЦЗ.

В этом кратком документе возносится "благодарение Богу, сподобившему нас успешно провести IV Всезарубежный Собор с участием представителей клира и мирян из всех епархий Русской Зарубежной Церкви, за то, что на Соборе выразилось явное единодушие по принципиальному вопросу о том, что завершением его созидательного делания будет восстановление чаемого единства Поместной Русской Церкви, как было выражено в Послании Собора".

Архиерейский собор одобряет и утверждает основные решения, принятые Всезарубежным форумом РПЦЗ, а также выражает благодарность всем церковным структурам, представителям клира и мирянам, принимавшим участие в подготовке Собора.

Иерархи РПЦЗ поручают Синодальной Канцелярии оформить все Соборные постановления, а Секретариату Синода – собрать все материалы подлежащие опубликованию и представить их Архиерейскому Синоду для утверждения перед публикацией.

По информации агентства "Интерфакс", ожидается, что Архиерейский Собор РПЦЗ примет также Акт о каноническом общении Русской зарубежной Церкви с Московским Патриархатом.

Между тем, наблюдатели отмечают, что в решениях IV Всезарубежного Собора РПЦЗ выражена лишь решимость воссоединиться с Русской православной церковью в Отечестве и что на это потребуется время, необходимое для решения целого ряда конкретных вопросов.

Об этом, частности, говорил в интервью, прозвучавшем накануне на радиостанции "Эхо Москвы", президент телекомпании RTVi Игорь Малашенко, являющийся прихожанином РПЦЗ.

По словам Игоря Малашенко, решение конкретных вопросов, среди которых, в частности, – евхаристическое общение и совместное служение духовенства обеих ветвей Русской церкви – "предмет дальнейшей работы, работы совместных комиссий". Это "потребует времени". Однако то, что Всезарубежный собор подтвердил единство Церкви, то, что, в конечном счете, Церковь воссоединится, – уже само по себе является важным достижением – не более и не менее, заявил собеседник радиостанции.

Оставаясь сторонником объединительного процесса, Игорь Малашенко, между тем, отмечает определенную тенденцию последнего времени. На его взгляд, тот энтузиазм по поводу воссоединения, который ранее ощущался в настроениях большинства прихожан РПЦЗ, на протяжении последних двух лет буквально на глазах убавлялся. По его мнению, это связано с двумя моментами. Во-первых, – с потоком достаточно негативных новостей из России. Для многих людей в США, общий фон российских новостей определяется словом "реставрация" – реставрация советских порядков. А поскольку это именно те порядки, от которых уходила Зарубежная церковь, став на какое-то время автономной, –то это, естественно, препятствует процессу объединения.

Второй момент касается приходов, которые действуют на Святой земле, в частности, на палестинской территории. Несколько лет назад с помощью властей Палестинской автономии Московская Патриархия завладела как минимум двумя монастырями на святой земле, которые находились на территории Палестинской автономии, причем это было сделано абсолютно безобразно. Оттуда просто выбрасывали монахов и монахинь. Это, по словам Игоря Малашенко, произвело шоковое впечатление на Зарубежную церковь.

Свою роль в процесс восстановления отношений с Зарубежной церковью внес президент Путин, который в 2003 году, находясь с визитом в США, встречался с высшим духовенством РПЦЗ. Размышляя над тем, почему Московский Патриархат и государственная власть современной России так заинтересованы в объединении двух ветвей Церкви, Игорь Малашенко отмечает, что одной из больных проблем российской власти является проблема легитимности, проблема законности – не в юридическом, а в более широком смысле слова. В какой-то мере это и проблема РПЦ, которая многое получила от советской власти, а то и непосредственно из рук Сталина. Что же касается Русской зарубежной церкви, то ее легитимность не подлежит сомнению, она, по-церковному говоря, канонична. Поэтому воссоединение с ней было бы целью чрезвычайно желательной как для российской власти, так и для Московского Патриархата. "Если вы чувствуете себя не легитимным, вы действуете неуверенно, чувство неуверенности, оно просто опасно в политике", – подчеркивает Игорь Малашенко.

Официальный сайт IV Всезарубежного Собора

Резолюция IV Всезарубежного Собора о миссии и служении Русской Православной Церкви заграницей.

Резолюция IV Всезарубежного Собора по вопросу уврачевания раны разделения внутри Русской Церкви