Глава Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин убежден, что манеры россиян одеваться требуют наведения порядка
Russian Look
 
 
 
К счастью, как пишет исследовательница церковной "моды", "во многих храмах духовенство и прихожане к "женско-брючному" вопросу равнодушны
Moscow-Live.ru
 
 
 
Принадлежность к сложившейся за последние годы православной субкультуре кажется самым простым способом достижения "высокой духовности"
aksobor.ru
 
 
 
Реакция Патриарха на направленное к нему обращение неизвестна, но протоиерей Всеволод свое обещание вернуться к теме, "которую стоит еще обсудить", - сдержал
mospat.ru

Глава Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин убежден, что манера россиян одеваться требует наведения порядка, и предлагает ввести специальный "дресс-код" для всех россиян, сообщает портал "Интерфакс-Религия".

"Неплохо, что сейчас компании, вузы, школы вводят у себя дресс-коды. Хорошо бы и общероссийский дресс-код придумать (на стрип-бары и публичные дома, так уж и быть, можно его не распространять)", - отмечает священник, ранее вызвавший скандал своим замечанием про мини-юбки, которые якобы провоцируют межэтнические конфликты и могут спровоцировать на преступные действия и кавказцев, и русских.

- Всеволоду Чаплину досталось от защитников прав женщин
- Регламентация дресс-кода в России не нужна, считает глава Совета по правам человека
- Единоросс назвал идею общероссийского дресс-кода - мракобесием
- Как одеваться православной женщине?
- Одежда для храма должна быть легкой и радостной, убежден модельер

Всеволод Чаплин не первый раз высказывается по этому поводу. Одно из его мнений относительно того, как следует одеваться жителям, а в особенности жительницам России, вызвало недавно дискуссию в интернете. Эта дискуссия и заставила представителя Церкви дать развернутый ответ на упреки в свой адрес.

17 декабря 2010 года, выступая в Москве на круглом столе по межэтническим отношениям, Всеволод Чаплин, говоря о возникающих в российской жизни конфликтных ситуациях на межнациональной почве, бросил упрек в адрес свободно одевающихся женщин.

"Если она носит мини-юбку, она может спровоцировать не только кавказца, но и русского. Если она при этом пьяна, она тем более спровоцирует. Если она при этом сама активно вызывает людей на контакт, а потом удивляется, что этот контакт кончается изнасилованием, она тем более не права", - сказал протоиерей Всеволод. Таким образом он ответил на вопрос о том, почему русские девушки часто являются объектом домогательств кавказских мужчин.

Священник посоветовал россиянкам "во внешнем виде быть более серьезными". "Внешний вид наших женщин - это серьезная тема, которую стоит еще обсудить", - добавил тогда он.

На протоиерея Чаплина пожаловались Патриарху

Представителей общественности это возмутило. В интернете было опубликовано обращение к Патриарху Кириллу, которое, как отмечают СМИ, подписали более 700 человек. Авторы послания попросили предстоятеля РПЦ призвать протоиерея Чаплина к публичному извинению за произнесенные им слова, задевающие права, свободы и достоинство гражданок Российской Федерации, ибо равноправие граждан независимо от их пола закреплено в Конституции РФ.

Как отмечалось в обращении, Всеволод Чаплин попытался "подменить общественную дискуссию по проблеме насилия над женщинами на обсуждение их внешнего вида". Авторы документа заявили, что внешний вид - "это частное дело человека", и любой человек "имеет право на сексуальную неприкосновенность независимо от формы одежды, круга общения и т.п.".

Реакция Патриарха на направленное к нему обращение неизвестна, но протоиерей Всеволод свое обещание вернуться к теме, "которую стоит еще обсудить", сдержал.

Свою позицию он изложил в "Ответе авторам обращения к Патриарху Кириллу по поводу женского дресс-кода", полный текст которого размещен порталом "Интерфакс-Религия".

Всеволод Чаплин указывает также на то, что "во все времена, у всех народов внешний вид человека не считался на сто процентов частным вопросом".

"Как женщины ведут себя в публичных местах, в институте, на работе - не только их "личное дело". Кстати, мужчин это не в меньшей мере касается. Тип, одетый посреди большого города в шорты и майку, в треники и тапочки, точно так же не достоин уважения. Только жалости - если он бомж, например", - отметил священник.

Он выразил мнение, что наступят времена, "когда из приличного места неприлично одетую особу или того самого типа в трениках будут выводить. Ну, или уважающие себя люди будут в таком месте откланиваться и удаляться".

"Думаете - утопия? Да нет, скоро придется привыкать", - считает представитель Русской церкви.

Он выразил радость по поводу того, что его предложение обсудить внешний вид российских женщин и девушек вызвало интерес, но удивлен, что авторы петиции решили, будто он оправдывает изнасилование и неприличные приставания.

"И в мыслях того не было. Нет таким действиям оправдания. А вот проблема, между прочим, остается. Не столько для меня - скорее для тех, кто путает улицу со стриптизом (ну, или снова начнет путать, как только зима кончится)", - подчеркнул Всеволод Чаплин.

По его словам, женщина, "условно одетая или раскрашенная как клоун, женщина, которая таким образом рассчитывает на знакомства на улице, в метро или баре, не только рискует нарваться на пьяного идиота, но уж точно не найдет себе в спутники жизни мужчину, имеющего хотя бы зачатки разума и самоуважения. Найдет, может быть, трезвого идиота, но разве его она по-настоящему ищет?"

Священнослужитель отметил, что "во все времена, у всех народов женщина уважалась и выбиралась в спутницы жизни, если отличалась скромностью и если мужчины знали ее чуть посерьезнее, чем во время встречи на улице или в питейном заведении".

"Развязный внешний вид и развязное поведение - прямая дорога к несчастью. К пустым "любвям на один раз". К краткосрочным бракам, за которыми тут же следуют крысиные разводы. К сломанным судьбам детей. К одиночеству и безумию. К жизненной катастрофе", - предупреждает священник.

Глава президентского Совета по правам человека: регламентация дресс-кода в России не нужна

Глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов выступил против того, чтобы в Россииначали регламентировать манеру граждан одеваться.

"Бессмысленно что-то насаждать. У нас и так масса дресс-кодов, и все они мирно уживаются. Необходимости что-то менять нет", - сказал сегодня М. Федотов "Интерфаксу", комментируя заявление Всеволода Чаплина.

"Что-либо менять я бы не стал. Более того, я бы не стал что-то навязывать. У нас нет обязательного закона о ношении брюк лицами мужского пола. Такой закон не нужен. Регулирование не должно вторгаться туда, где ему не место", - сказал М. Федотов.

"У нас уже есть общероссийский официальный дресс-код. Для мужчин - это костюм и галстук. Для женщин - брючный костюм, платье или юбка", - отметил он.

"Существует православный дресс-код. Мы все знаем, что мужчина, входя в церковь, должен снять головной убор, и он не должен туда идти в майке и шортах. Такой же дресс-код существует для женщин, она должна входить в церковь с покрытой головой. Существует мусульманский дресс-код, иудейский. Россия - светская страна и у нас существует масса дресс-кодов. Свой дресс-код в банке, он отличается от дресс-кода на заводе. У нас уже давно существует большой набор дресс-кодов, которые широко применяются в обществе. Не нужно ничего менять, но нужно развивать культуру, в том числе в отношении одежды", - сказал М. Федотов.

Единоросс назвал идею общероссийского дресс-кода - мракобесием

Представитель Либерального клуба "Единой России" Алексей Чеснаков раскритиковал предложение главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина о введении общероссийского дресс-кода внешнего вида граждан.

"Заявление господина Чаплина является проявлением мракобесия. Сегодня вводить какие-либо общероссийские дресс-коды нет необходимости. Люди сами должны определять, в чем им ходить. Ни государство, ни общественные организации не должны вмешиваться в это право граждан. Это должно быть ограничено принятыми в обществе нормами морали и вкусами конкретного человека", - заявил сегодня А. Чеснаков "Интерфаксу".

По мнению политика, в противном случае, "кто-то будет принимать за людей решение о том, что им прилично носить, потом - дело может дойти до того, что человеку будут рекомендовать - что говорить и что делать".

"В современном демократическом обществе подобного рода инициативы являются проявлением средневекового мышления", - подчеркнул А. Чеснаков.

Должна ли быть у православных женщин особая одежда?

За последнее время тема одежды как конфессиональной или религиозной принадлежности обсуждалась довольно часто. Причем касалось это одежды не только мусульманок, но иногда и православных.

"Если вы православная, не первый год воцерковленная женщина, ваш гардероб непременно изобилует "обеднешными" нарядами: юбками-макси, длинными свободными сарафанами и платьями, а уж накопление в шкафу разнообразных платков принимает масштабы стихийного бедствия", - не без юмора написала автор публикации на сайте одного из известных московских храмов.

"Прихожанки, посещающие богослужения постоянно, обычно не задают себе вопросов о том, почему сложилась именно такая женская церковная "униформа": "так принято", "такое все православные в храм надевают". Лишь когда кто-то из наших знакомых собирается посетить православный храм впервые и обращается к нам за консультацией по "тряпичному вопросу", мы начинаем задумываться о смысле: а почему именно длинная юбка? Почему платок? Почему брюки на женщине могут вызвать волну возмущения?" - задается вопросом женщина-автор.

По ее мнению, современная "длинноюбочно-платочная" околоцерковная субкультура зародилась отнюдь не в результате массового прихода в Церковь неофитов после празднования в 1988 году тысячелетия Крещения Руси и даже не была реакцией простого народа на насильственную маргинализацию верующих в годы коммунистических гонений. Она сформировалась тремя веками раньше, во времена Петровских реформ, как ответ на секуляризацию государства, отделение церковного от светского. Именно тогда возникла особая субкультура "церковных людей" с такими отличительными чертами, как ношение подчеркнуто ветхой одежды темных тонов, напоминающей не то нищенскую, не то монашескую, почитание авторитета "старцев" выше епископата, осуждение власти как "беззаконной", "антихристовой", неприятие "мирской", особенно европейской, культуры.

Как отмечается в статье, этот "дресс-код", наверное, "древнейшая из существующих сегодня в России протестных субкультур".

"Новообращенные православные христиане конца прошлого века подарили церковной субкультуре второе дыхание: придя в храмы и не имея перед глазами иных образцов православной культуры, внешности и поведения, они приняли эту наиболее экзотичную среду за самую ревнительскую, подвижническую. Действительно, принадлежность к данной субкультуре кажется самым простым способом достижения "высокой духовности": стоит отказаться от косметики и маникюра, а лучше совсем перестать следить за собой, облачиться в мятую черную юбку и серую бесформенную кофту, покрыть голову платком "внахмурку", намотать на запястье четки, желательно поизношеннее, "намоленные", научиться в знак благодарности отвечать "спаси, Господи", а при зевании крестить рот, и "церковная среда" с радостью признает вас своей, "знающей", вы получите в ней психологическую поддержку и одобрение, уверенность в правильности выбранного пути", - говорится в публикации.

Однако, как пишет автор, в "длинноюбочно-платочной" униформе не было бы ничего дурного, если бы к ней не прилагался обязательный пакет субкультурного мировоззрения".

В статье приводится высказывание одного известного священника, назвавшего платок и длинную юбку женской православной "военной формой".

На взгляд автора однако, ее правильнее было бы назвать опознавательным знаком радикально-экстремистской группировки, зачастую не подчиняющейся командованию, то есть священноначалию, совершенно анархической и непредсказуемой в своем зилотстве. Ее основная опасность заключается в том, что любой околоцерковный "батька Махно", если ему удастся убедить данную аудиторию в своем фундаментализме, очень легко может повести за собой "юбки" и "платки" хоть в новый раскол, хоть в подземные пещеры, хоть на баррикады оранжевой революции.

Автор публикации дает и практические советы насчет одежды для храма. "Если вашему сердцу... милы длинная юбка и платок, но участвовать в протестных околоцерковных движениях вы не намерены, пусть одежда для посещения храма по воскресеньям и праздникам будет самой красивой и качественной частью вашего гардероба. Иначе, придя в храм в темном и потрепанном, вы рискуете услышать из-за плеча: "Сестра, ты из наших будешь? Поддержи владыку Диомида, мы тут подписи собираем" (имеется в виду лишенный священноначалием сана Чукотский епископ Диомид. - Прим. ред.)", - пишет автор публикации, ссылаясь на пережитый ею эпизод, в результате которого ее "заслуженная серая юбка была срочно разжалована в половые тряпки".

"Если вы не можете позволить себе уделять одежде много времени и средств, лучше откажитесь от платка. Замените его вязаной кружевной шапочкой, беретом, шляпкой. В таком случае юбку можно надеть и дешевую, "ширпотребовскую". В сочетании с платком она дает субкультурный "кликушеский" образ, а с другим головным убором есть шансы выглядеть романтической интеллигенткой", - говорится в публикации.

Касается автор и "наболевшего" - женских брюк. "Убежденные "брюкоборцы" любят цитировать отрывок из Второзакония, а также правила VI Вселенского и Гангрского соборов, запрещающие христианам носить одежду противоположного пола. Только вот называть "мужской одеждой" то, что является у современных женщин повседневным вариантом по умолчанию, мягко говоря, странно. Вы же не принимаете женщину в брюках за мужчину и не просите ее, извините, пройти в мужской туалет? А смысл языческих ритуальных переодеваний, против которых, собственно, и были составлены соборные правила, заключался в том, что женщина выглядела как мужчина и играла его роль", - отмечается в статье.

"В наше время при входе в некоторые храмы можно увидеть объявления типа "женщинам в брюках вход воспрещен". С точки зрения миссии это просто чудовищно. В переводе на русский язык это объявление означает: "Нам не нужны обыкновенные современные женщины, каких сейчас большинство. В нашем храме не место ищущим, интересующимся, новоначальным. Мы открыты только для тех, кто давно воцерковлен и успел изучить все тонкости приходского этикета". Если вы действительно новоначальная, то это знак, что в данный храм лучше вообще не ходить, если у вас есть выбор. Потому что запреты на брюки, как правило, сочетаются с отсутствием катехизации перед крещением, равнодушием к людям, общей пассивностью, "требоисполнительством", - говорится в публикации.

К счастью, как пишет исследовательница церковной "моды", "во многих храмах духовенство и прихожане к "женско-брючному" вопросу равнодушны. Там наблюдается следующая тенденция, особенно среди молодых девушек: брюки не исключаются из гардероба, а прикрываются сверху длинными туниками, короткими юбочками, жакетами. Возможно, эта тенденция в ближайшем будущем даст нам целомудренный костюм наподобие индийских сальвар-камизов (платьев с брюками) или китайской национальной одежды. Кстати, китаянки в национальных брюках уже изображены на иконе святых 222 мучеников, пострадавших во время восстания ихэтуаней".

Одежда для храма должна быть легкой и радостной, убежден знаменитый российский модельер

Вопрос, как одеваться для посещения храма, не столь давно прокомментировал и известный специалист. В интервью газете "Церковный вестник" знаменитый российский модельер Вячеслав Зайцев посоветовал тщательно выбирать одежду для посещения православных богослужений.

"В храме хороши светлые тона. Здесь одежды должны быть более светлыми, более легкими. Не обязательно легкие ткани, но по ощущению - более воздушные, более наполненные светом и солнцем - приобщаясь к Богу, ты приобщаешься к Свету", - сказал он.

Наиболее подходящим для храма головным убором модельер видит традиционный платок. По мнению Зайцева, платок должен быть "только светлым, не темным и не цветным".

Зайцев советует женщинам надевать головные уборы не только в храм, но носить их и в повседневной жизни. "Россия всегда славилась головными уборами, ведь женщины всегда ходили с покрытой головой. Сейчас все ходят простоволосые. Но мне кажется, что это нелепо и странно, что женщины не носят головной убор", - отметил модельер.

"В своих коллекциях я стараюсь предложить разнообразные головные уборы, чтобы сдвинуть эту проблему с мертвой точки. Специально провожу большие выставки головных уборов", - рассказал Зайцев.

Брюки, по мнению модельера, сегодня являются обычной женской одеждой. "В XIX веке женщина впервые появилась в брюках, потихонечку отстояла свое право носить этот вид одежды, и сегодня существует целый гардероб женских брюк", - отметил Зайцев.

По его словам, "есть бабки и другие доморощенные блюстители чистоты веры, ханжи, которые порой мешают другим людям прикоснуться к Богу. Их взгляды и замечания оскорбляют человека и отвлекают от главного, ради чего он пришел в Церковь".

Для праздников, по мнению модельера, хорошо было бы сшить специальную одежду. "Пасха - это не унылые лица, а лица просветленные, лучезарные, и одежда должна "струиться светом", чтобы в храме не было людей в унылых, серых и эстетически несовершенных одеждах", - считает основоположник современной российской моды.