Русская православная церковь отмечает сегодня, 19 августа, великий двунадесятый (один из двенадцати) праздник Преображения Господня.
В этот день после торжественного богослужения в храмах совершается чин освящения яблок и других фруктов, поэтому на Руси этот праздник именуют еще вторым, или Яблочным Спасом (первый, Медовый Спас, отмечался 14 августа).
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит в праздник Преображения Господня Божественную литургию в кафедральном храме Христа Спасителя, сообщает портал Патриархия.ru.
Праздник посвящен воспоминанию евангельского повествования о Преображении Иисуса Христа (Мф. 17:1-13, Мк. 9:1-12, Лк. 9:28-36). Как описывают Евангелия, за сорок дней до смерти Иисус вместе с апостолами Петром, Иоанном и Иаковом поднялся для молитвы на гору Фавор, и там лик Его преобразился, а одежда сделалась белой. С преобразившимся Христом беседовали явившиеся пророки Моисей и Илия, которые олицетворяют Закон и служение пророков. Беседующих осенило облако, из которого раздался голос Божий: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте".
Христианское вероучение истолковывает это событие как открытие тайны Божественного промысла о спасении человека: в Преображении не только раскрывается в славе Божество самого Иисуса Христа, но и показано обòжение всей человеческой природы, совершившееся через Его воплощение.
В некоторой степени Праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником Кущей. "Если хочешь, сделаем здесь три кущи", - говорит Петр Иисусу (Мф. 17:4). Эту связь подтверждает и традиция совершать в праздник Преображения (как и во время праздника Кущей) освящение плодов. На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. Часть этого урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства Евхаристии.
В христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение: в Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении всех людей. И вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления.
В тех странах, где не растет виноград (в том числе и в России), установился обычай освящать вместо винограда яблоки. Поэтому в народе праздник Преображения получил также название Яблочный Спас.
Праздник Преображения отмечается Восточной Церковью с IV века. В календарь Западной Церкви он был введен папой Каликстом III в 1457 году (праздник отмечается там 6 августа). В традиции Армянской апостольской церкви праздник Преображения включен в пасхальный цикл, является подвижным и отмечается в седьмое воскресенье после Пятидесятницы.