Под занавес своего "перекрестного" Года Россия и Италия осуществили уникальный выставочный обмен под названием "Во Христе".
Государственная Третьяковская галерея (ГТГ) отправляет во Флоренцию три знаменитые древнерусские иконы, а взамен у себя в Москве принимает открывающуюся в понедельник экспозицию творений гениального Джотто (1267-1337) - величайшего художника, который еще при жизни был воспет Петраркой и Боккаччо, а в "Божественной комедии" с похвалой упомянут Данте. Как особо отмечается на сайте ГТГ, проект организован по инициативе президента РФ Дмитрия Медведева и президента Итальянской Республики Джорджо Наполитано и проводится под покровительством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
"Эта акция беспрецедентна, - заверили ИТАР-ТАСС в пресс-службе ГТГ. - К ее реализации были привлечены ведущие специалисты музейного дела и признанные исследователи средневековой культуры - богословы, историки, реставраторы. В Италию отправляются три шедевра Древней Руси. Это - величественная "Богоматерь Одигитрия", созданная в XIII столетии в Пскове. Другим экспонатом станет "Вознесение" 1408 года из праздничного ряда иконостаса Успенского собора во Владимире, связанного с творчеством Андрея Рублева. И, наконец, самая поздняя из трех икон - "Распятие", написанное в 1500 году Дионисием. Все эти иконы впервые покинули стены Третьяковки - произведения такого уровня вообще не принято вывозить. Для выставки "Во Христе" сделано исключение".
Для экспозиции икон из Москвы во Флоренции выбрано замечательное место - Баптистерий Сан-Джованни, где крестили Данте Алигьери, членов семьи Медичи и еще множество выдающихся жителей Италии. "Впервые за всю историю европейской цивилизации величайшие произведения русского Средневековья будут демонстрироваться в одном из памятников, наиболее значимых для мировой и христианской культуры", - сообщили в пресс-службе ГТГ.
В Третьяковке же в понедельник начинается показ произведений Джотто ди Бондоне - художника, фактически открывшего эпоху Возрождения и творившего как раз в то время, когда создавались шедевры Древней Руси.
В Москву прибыла его "Мадонна с младенцем" из флорентийской церкви Сан-Джорджо алла Коста, которую итальянские исследователи причисляют к ранним работам мастера периода 1280-1290 годов.
Другим экспонатом московской выставки стал полиптих церкви Санта-Репарата. Его история весьма примечательна и связана со строительством прославленного собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. В конце XIII века было принято решение о закладке этого грандиозного собора на месте старой церкви, посвященной покровительнице Флоренции - святой Репарате.
Строительство велось с перерывами на протяжении почти шести веков и окончательно было завершено только в 1887 году, когда старая церковь Санта-Репарата оказалась буквально встроена в новый монументальный собор. Стоит уточнить, что с 1331 по 1337 год его возведением руководил Джотто, который и похоронен на территории собора.
Хрупкий, состоящий из пяти икон полиптих увенчивал верхний ярус алтаря церкви Санта-Репарата с 1305 года, когда был написан, вплоть до 1520 года. Позже его перенесли в одну из капелл нового собора. В центре небольшого иконостаса - Мадонна в окружении святых. Иконы двусторонние - во Флоренции это новшество ввел Джотто. Интереснее всего композиции на обороте: сцена Благовещения, а также святые Иоанн Креститель, Мария Магдалина, Николай и Репарата. Этот алтарный комплекс, состоящий из 10 образов на одном пьедестале, сравнительно недавно введен итальянскими исследователями в круг произведений Джотто.
Выставка творений великого итальянца впервые демонстрируется в Третьяковской галерее. Ее работа продлится в течение трех месяцев - до 19 марта 2012 года.