Российский исламовед сомневается в том, что теракты в Казани имеют коммерческую подоплеку
slamnews.ru

Бывший главный советник Управления администрации президента РФ по внутренней политике Алексей Гришин, курировавший взаимодействие с исламскими организациями, прокомментировал сообщение о том, что покушение на убийство муфтия Татарстана Илдуса Файзова может быть связано с тем, что он взял под контроль финансирование организации "Идель-хадж", занимавшейся направлением мусульман в Мекку. Эта версия прозвучала из уст официального представителя СК РФ Владимира Маркина.

Со своей стороны Гришин не склонен полагать, что покушение на Файзова и убийство его заместителя Валиуллы Якупова связаны с коммерческим спором. Об этом он заявил порталу "Интерфакс-Религия".

"Я не могу ничего исключать. Следствию виднее, и надеюсь, что оно разберется должным образом. Но думаю, что самое простое сейчас - это идти по пути, связанному с версией коммерческого спора. Это некоторое упрощение", - сказал эксперт, который в настоящее время возглавляет информационно-аналитический центр "Религия и общество".

По словам же Маркина, у муфтия произошел конфликт с руководителем "Идель-хадж", который высказывал угрозы в адрес Файзова. Глава "Идель-хаджа" Рустем Гатауллин в числе трех других человек задержан по подозрению в убийстве Файзова.

Алексей Гришин отметил, что "проблема существует давно, угрозы со стороны экстремистов поступали многократно в адрес и Якупова, и Файзова".

"С приходом Файзова началась бескомпромиссная борьба с экстремизмом. Я связываю покушение и убийство скорее с этим. Это попытка экстремистских сил продемонстрировать свою силу, влияние на ситуацию. И дата преступлений выбрана не случайно - начало священного месяца Рамадан. Редко бывают такие совпадения", - считает он.

Собеседник портала также отметил, что по всему миру прокатилась серия терактов именно накануне Рамадана. Он не исключает, что это звенья одной цепи: "Экстремисты по всему миру демонстрируют, что владеют ситуацией больше, чем государство, власть".

Что касается системы хаджа, то, по словам Гришина, эта сфера действительно требует "очень серьезного внимания, потому что в последние годы имела место перепродажа квот на хадж". Саудовская Аравия ежегодно выделяет всем странам определенные квоты на хадж (потенциальное число мусульман, которому разрешено въехать в королевство для совершения паломничества). Для России, как правило, это квота в чуть более 20 тыс. человек. Далее Совет по хаджу распределяет это число среди российских муфтиятов, которые в свою очередь сотрудничают с теми или иными туроператорами.

"Борьба за эти квоты между коммерческими организациями показывает, что это очень прибыльный бизнес. Кто-то из туроператоров имеет связи в посольстве Саудовской Аравии и раньше безраздельно властвовал на этом рынке, кого-то подвинули, и так далее. Я не исключаю, что и здесь что-то кроется, какие-то ниточки, но все-таки не думаю, что стоит углубляться в коммерческую версию", - подчеркнул эксперт.

По словам Гришина, он все-таки склоняется к тому, что преступления связаны с деятельностью Якупова и Файзова "по очистке рядов священнослужителей от нетрадиционных религиозных деятелей: это наиболее вероятная версия". Он также добавил, что сейчас экстремисты захватывают ключевые позиции в исламском образовании, а Валиулла Якупов как раз отвечал в муфтияте за образовательную сферу.