Представители прокуратуры на проходящем в Томске процессе по делу о книге "Бхагавад-гита как она есть" попросили время на ознакомление с жалобой защитников книги на поданное ранее апелляционное представление прокуратуры.
Томский областной суд согласился дать представителям прокуратуры время на ознакомление с жалобой до утра среды, сообщило из зала суда агентство "Интерфакс".
Адвокат Томского отделения Общества сознания Кришны Александр Шахов пояснил журналистам, что в жалобе на апелляцию прокуратуры выражено несогласие с доводами ведомства о первом рассмотрении дела в суде первой инстанции. В конце декабря 2011 года суд отказал в удовлетворении иска прокуратуры о признании экстремистской книги "Бхагавад-Гита как она есть".
Новое судебное рассмотрение в Томске по "делу Гиты" перенесено на 21 марта.
"Гита-гейт", как иногда называют процесс в Томске, длится уже почти год. В декабре прошлого года судебный процесс привел к сильным волнениям в Индии, где дважды останавливалась работа парламента. Конфликт пришлось заглаживать министрам иностранных дел двух дружественных государств. По мнению экспертов, томский прецедент, инициированный местным прокурором, который принял священную книгу индусов за экстремистскую, уже нанес существенный удар по российско-индийским отношениям и привел к антироссийским выступлениям в Индии.
Дело Гиты вызвало резонанс не только в Индии, но также в России и других странах, что отмечено уже более чем тысячью сообщений в мировых СМИ. Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин назвал процесс "нашим ноу-хау".
"Никогда эта книга не подвергалась сомнению с точки зрения, является ли она террористической, это наше "ноу-хау", - заявил в СМИ российский омбудсмен. - Еще раз нужно посмотреть, внимательно изучить наше законодательство о терроризме, устрожить его таким образом, чтобы оно не позволяло такого рода странных толкований, которые приводят к конфузам внутри страны и осложнениям за ее пределами".
По словам Владимира Лукина, "реальные действия, террористические акции не должны смешиваться с теми или иными формулировками древних книг". "Мне кажется, наши власти должны сделать должный вывод из этой истории. Борьба с терроризмом является борьбой с реальным террористическим планированием, созданием группировок, а не с трактовкой древних священных книг, к какой бы религии они не относились", - подчеркнул омбудсмен.
Кроме того, считает Лукин, необходимо сделать так, чтобы такого рода предположения, если они возникают, проверялись серьезными, квалифицированными, лучшими специалистами в этой области, и в нашей стране, и за рубежом.
"Это странноватое решение прокуратуры вызвало огромный отзвук и в нашей стране, и за рубежом, - заявил омбудсмен. - Это крайне неприятная история, которая не свидетельствует о большой мудрости томской прокуратуры и тех, кто инициировал ее запрос. У нас, к сожалению, время от времени возникают ситуации, когда люди, не имеющие отношения к истории, мировой культуре, просто малограмотные и неумные люди роются в древних религиозных книгах, которые по определению являются неприкосновенными для большой категории людей".
"Люди, которые занимаются этим, не имеют понятия, когда, в каких исторических условиях книга была создана. Если смотреть на эти книги - всю мировую литературу можно признать неправильной, перечеркнуть ее, написать свою с позиции нынешнего понимания", - предостерег Владимир Лукин.
14 марта ряд известных российских ученых обратился с открытым письмом к президенту Дмитрию Медведеву и премьеру Владимиру Путину с призывом взять судебный процесс в Томске под свой личный контроль. По мнению видных ученых, книга "Бхагавад-гита как она есть" представляет собой аутентичный элемент подлинного индуизма и достойна уважительного подхода к себе со стороны как представителей культурного социума, так и других конфессий. Ученые считают, что действия прокуратуры в Томске не только наносят значительный ущерб репутации отечественной науки и культуры, но также дискредитируют культурный и демократический образ России в глазах цивилизованного мира и вбивают клин в российско-индийские отношения.
Тем временем и индийские ученые выражают свое недоумение слабым знанием индуистской традиции в России, что, очевидно, могло также послужить причиной судебного преследования известной книги. Так, популярный в Индии санскритолог Рамакант Пандея, профессор санскрита кафедры вьякараны (грамматики) Бенаресского университета индуизма, председатель Всеиндийской ассоциации санскритских грамматистов "Бхаратья Вьякаран Видват Паришад", опроверг домыслы, распространяемые определенными лицами в российских СМИ, о том, что книга "Бхагавад-гита как она есть" якобы "неавторитетна" и "не имеет отношения к индуизму".
Опираясь на многолетние исследования индуистской философской традиции, прежде всего санскритской, поскольку именно санскрит считается языком классических священных шастр, Рамакант Пандея пришел к выводу о том, что комментарии Бхактиведанты Свами к Гите опираются на подлинный санскритский комментарий "Гита-бхушана" (XVII в.).
"Свами Прабхупада использовал множество цитат и примеров из Шримад Бхагаватам и других Пуран, что отвечает традиции составления комментариев», - заключает Рамакант Пандея. - Около пятидесяти стихов, которые я просмотрел в его переводе, оставили у меня впечатление скрупулезного подхода. Конечно, для того чтобы вынести суждение о всех деталях этой работы, нужно проделать глубокий анализ, но я могу с уверенностью сказать, что его "Бхагавад-гита как она есть" отвечает традиции индуизма. Свами Прабхупада был последователем Гаудия-вайшнава-сампрадаи (бенгальский вишнуизм. - Прим. ред.) и, естественно, он дает толкование в ключе именно этой сампрадаи".
Индийский ученый также опроверг и такой расхожий миф, как то, что "индусом можно только родиться" и что индуизм представляет собою некую замкнутую систему, привязанную исключительно к Индостану.
"Я считаю, что люди, поклоняющиеся Кришне в России, достойны такого же уважения, как люди, поклоняющиеся Кришне в Индии", - убежден ученый.
"Насколько мне известно, в Индии никогда не проводился суд над "Бхагавад-гитой как она есть" и не было попыток признать ее экстремистской. Начинать судебное разбирательство по вопросу священного писания или произведения какого-либо философа или проповедника не в нашей традиции. Мы обычно решаем подобные вопросы в дебатах", - рекомендует Рамакант Пандея.
Напомним, что 28 декабря прошлого года Ленинский районный суд Томска отказался признать книгу "Бхагавад-гита как она есть" (Бхагавад-гита в переводе и с комментариями индийского религиозного деятеля А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады) экстремистским материалом. Как считают юристы, суд первой инстанции принял объективное, взвешенное решение, опираясь на российское законодательство и нормы международного права.