Русская православная церковь (РПЦ) разработала собственную модель политического и экономического развития России - "Русская доктрина". По словам разработчиков, это "проект модернизации России на основе духовно-нравственных ценностей и консервативной идеологии". Авторы доктрины считают, что государство должно контролировать использование природных ресурсов страны и ее энергетических мощностей. Под контролем должны находиться также финансы, внешняя торговля и ВПК. Пока проект взяла на вооружение лишь одна партия - незарегистрированная "Великая Россия", пишет "Время новостей".
Накануне "Доктрину" обсуждали в московском Свято-Даниловом монастыре - резиденции Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Здесь под патронатом главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Кирилла прошли Соборные чтения - одна из открытых встреч в рамках Всемирного русского народного собора (возможно, главного общественного проекта РПЦ). "Собор впервые провел слушания по "Русской доктрине" 1 января 2005 года в Союзе писателей России", - напомнил присутствующим митрополит Кирилл. Упоминание литературного объединения было нелишним - по правую руку от владыки сидел почетный гость, глава Союза писателей Валерий Ганичев.
Как заметил глава ОВЦС, задача, которую ставили перед собой разработчики документа, заключается в сохранении национально-духовных традиций русского народа путем модернизации страны. Митрополит Кирилл подчеркнул: "Усиливающаяся нестабильность мировой финансовой системы требует от России выработать собственную логику валютно-денежных отношений, чтобы серьезные изменения на мировом финансовом рынке не обернулись глубоким кризисом отечественной экономики".
По его словам, разработчики "Русской доктрины" уверены, что для достижения этой цели государство должно контролировать использование природных ресурсов страны и ее энергетических мощностей. Под контролем должны находиться финансы, внешняя торговля и ВПК. Это необходимо делать, разумно сочетая преимущества рынка и государственного регулирования рыночных процессов в интересах всего общества. "Возвращение государству его законных источников дохода, а народу - социальной справедливости должны стать главной задачей подлинно национальной российской элиты", - подытожил митрополит Кирилл.
Однако пока "Доктрину" официально взяла за основу лишь одна партия - незарегистрированная "Великая Россия". Ее лидер, член думской фракции "Справедливой России" Андрей Савельев присутсвовал на чтениях и сидел неподалеку от владыки Кирилла и его заместителя, протоиерея Всеволода Чаплина.
Участники Соборных чтений смогли убедиться в серьезности намерений разработчиков "Русской доктрины" - для большей наглядности всем была роздана одноименная книга. Авторы 800-страничного труда решили охватить все аспекты российской действительности. В числе прочего он содержит разделы "Очищение государства", "Преобразования правовой системы", "Экономика "русского чуда", "Создание миграционной "мембраны", и, наконец, "Русская доктрина и ее противники".
В число противников попали не только ультралибералы, но и ультраправые. "Радикальный национализм - это не русское явление", - заявил один из разработчиков "Доктрины", философ Виталий Аверьянов. Официальный лидер "великороссов" Андрей Савельев, подписавший в свое время известное "письмо пятисот", которое многие сочли откровенно антисемитским, это не комментировал.
Политолог: "Доктрина" - проект митрополита Кирилла
Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин, комментируя выступление митрополита Кирилла, заметил, что интерес владыки к лагерю "профессиональных патриотов" не случаен. "В свое время он в церкви считался западником. Кирилл - ученик митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), который умер в 1978 году, во время аудиенции у Папы Римского. "Никодимовцы" считались, условно говоря, западниками - консервативные церковные группы относились к ним не очень хорошо. Сейчас для владыки Кирилла важно показать, что он никакой не западник, что он патриот и не меньший славянофил, чем самые последовательные славянофилы", - считает Макаркин.
По мнению политолога, "Доктрину" нельзя считать выражением мнения всей Русской православной церкви. "В РПЦ существует множество разных центров влияния - и при нынешнем патриархе, и при его предшественниках. Проекты, связанные с Русским народным собором (включая идеологию "Русской доктрины"), конкретно связаны с именем владыки Кирилла", - полагает Макаркин.