Тамбовская епархия о скандальном письме диакона патриарху: пьяница нашел повод отказаться от сана
Тамбовская епархия
 
 
 
Сергей Баранов
Facebook
 
 
 
Сергей Баранов, 1997 год
Facebook

Бурную реакцию вызвало размещенное в Facebook открытое письмо тамбовского диакона Сергия (Сергея Баранова) патриарху Кириллу, в котором священнослужитель попросил снять с него духовный сан из-за "неправосудного" приговора по делу Pussy Riot. Диакон заявил, что Московский патриархат "по сути, явился инициатором возбуждения уголовного дела", и указал, что больше не хочет "находиться в одной Церкви с лжецами, стяжателями и лицемерами". Тамбовская епархия накануне опубликовала ответ на письмо заштатного клирика, объяснив его поступок пьянством, а кое-кто из православных активистов заподозрил, что письмо отца Сергия является проплаченной провокацией.

В понедельник "Информация о заштатном клирике Тамбовской епархии диаконе Сергии Викторовиче Баранове" появилась на сайте епархии. В этом заявлении епархия напоминает, что Церковь после приговора попросила государство "о милосердии к тем, кто совершил грех богохульства и не желает в нем раскаиваться", а самого клирика обвиняет в пьянстве и разгульном образе жизни.

- Диакон Сергий о деле Pussy Riot: "Скандал с часами и пылью - это такая мелочь!"

"Прошение диакона Сергия Баранова о лишении его священного сана является целиком и полностью его самостоятельным выбором. Скорее всего, это прошение будет удовлетворено, поскольку быть священнослужителем против своей воли невозможно", - говорится в сообщении.

"Распевание вульгарных песен" и "появление в храме в нетрезвом состоянии"

"Не исключено, что для самого диакона Сергия Баранова добровольное прошение о снятии священного сана представляется единственным выходом из прискорбной ситуации, которая сложилась в ходе его диаконского служения, поскольку начиная с 1997 и по 2003 год он неоднократно подвергался прещениям (церковное дисциплинарное наказание - прим. ред.) за непристойное и разгульное поведение, злоупотребление алкоголем и неблагоговейное отношение к святыням, а приговор суда по резонансному делу, по-видимому, послужил для него лишь поводом", - отмечает Тамбовская епархия.

Как сообщает епархия, Баранова уже запрещали в священнослужении. Это было в 1999 году - "за дерзновенное и неблагоговейное отношение к священническим одеждам". Диакон тогда возложил на себя в храме митру, перепоясался "диаконским орарем как архиерейским омофором", чтобы сфотографироваться "стоящим у Престола и восседавшим на Горнем месте", цитирует "Интерфакс".

Среди других нарушений Баранова, повлекших запрет в служении, названо "непристойное сану поведение в обществе и распевание вульгарных песен", а также "появление в храме перед совершением богослужения в нетрезвом состоянии".

Запрет на служение с диакона сняли лишь в 2003 году. Тогда же Баранов, как сообщается, был "почислен за штат Тамбовской епархии". Позднее, в 2005 году, митрополит Волгоградский и Камышинский Герман писал в епархию о диаконе Сергии, что "состояние его здоровья и нравственности не позволяют ему быть православным священнослужителем".

"В настоящее время Епархиальный суд Тамбовской епархии разыскивает заштатного клирика диакона Сергия Баранова для дачи объяснений", - сообщили в епархии.

Ответы диакону: это "бред" или результат подкупа

Письмо диакона Сергия сразу же вызвало резкую реакцию со стороны РПЦ. Как уже сообщалось, замглавы Управления делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов) назвал "бредом" слова тамбовского клирика о том, что судьбу участниц Pussy Riot якобы решал церковный суд, и пояснил: "Не было никакого внутрицерковного суда, который бы дал оценку этой акции". При этом он выразил сожаление в связи с тем, что священнослужитель отказывается от сана из-за дела о "панк-молебне".

А глава коалиции "За нравственность" Иван Дьяченко и вовсе предположил, что Баранову заплатили за разрыв с РПЦ. "Фактически, выведенный за штат о. Сергий уже давно не является священником и не знает реалий в нынешней церковной среде. Для таких проще наблюдать и критиковать со стороны, тогда и совесть будет спокойнее, - цитирует православного активиста Regnum. - Я не исключаю, что за вовремя сделанное заявление "о выходе из РПЦ", также была заплачена определенная сумма".

"Само по себе это письмо показательным не является. Подобные письма пишут одиночки, у которых возникли свои проблемы и которым уже нечего терять, - пояснил "Независимой газете" заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. - Обычно духовенство так себя не ведет".

Однако, по словам эксперта, тут важно другое: "Еще до процесса Патриарх Кирилл несколько раз говорил о том, что Церкви нужно расширять круг прихожан за счет образованной части общества. И духовенство пыталось завязать диалог с интеллигенцией - писателями, художниками и т.д. Сейчас, после этого процесса, когда отдельные верующие предлагали покарать девушек по законам времен Ивана Грозного, этот слой общества от Церкви отвернулся. И она осталась с прежним контингентом - старушками и малообразованными людьми".

"Скандал с патриаршими часами Breguet и пылью в квартире - это такая мелочь!"

"С 2003 года я почислен за штат с правом перехода в другую епархию, каких-либо канонических препятствий и взысканий у меня нет", - рассказал между тем сам Сергей Баранов "Известиям". За штат диакон был "почислен по своему собственному прошению". "У меня умирал отец в Волгоградской области и позвал нас к себе, мы всей семьей к нему переехали", - объяснил он.

О своем теперешнем статусе Сергей Баранов сказал так: "Сан с меня может снять только патриарх, пока он его не снял". Тем не менее, он выразил уверенность, что в епархии "придумают, как мне за это отомстить". "Столько на меня сейчас льется грязи - от проклятий до обвинения во всех смертных грехах, уверен, что будут искать компромат, начнут просто меня уничтожать", - поделился с журналистами автор открытого письма.

Клирик объяснил, почему обратился к патриарху, хотя участниц Pussy Riot судил светский суд: "Все мы прекрасно понимаем, какую роль сыграла в этом процессе Церковь... То, что произошло на процессе, и сам приговор заставили нас всех задуматься о реальном сращивании Церкви и государства. Церковь очень далеко зашла. И скандал с патриаршими часами Breguet и пылью в квартире - это такая мелочь! Закончилось все давлением на следствие - это уже совсем выходит за рамки. И протест против такого поведения Церкви я выразил таким вот образом", - заявил клирик.

"Сейчас в РПЦ больше 35 тыс. служителей - от диаконов, священников до иерархов - и ни один не сказал, все промолчали! - посетовал Сергей Баранов. - Хотя я знаю, что внутри Церкви очень многие не согласны с официальной позицией Церкви. 25-30% - это точно, а после приговора Pussу Riot таких стало еще больше, процентов 40. Конечно, они молчат - у многих батюшек жены, много детишек, и они прекрасно понимают, чем для них закончится подобное выступление, но они не согласны".

"Я же не могу молчать, наоборот, я хочу, чтобы меня услышали, - сообщил диакон. - Мне стыдно за то, что творили во время расследования и процесса так называемые псевдоправославные, признанные потерпевшими по делу. Оскорбить чувства истинно верующего невозможно, это только у маловерующего чувства могут пошатнуться, а истинно верующего - его ничего не сломит... А их раз - и вдруг сломали. На суде те же потерпевшие терялись в показаниях - потому что не по своей воле пришли. Не душа у них болела, а болело самолюбие наших иерархов".

"И что меня еще убило и стало последней каплей - спустя час после приговора появилось открытое заявление высших руководителей Церкви, которые в это время были в Польше. Это же получается, что они заранее знали об обвинительном приговоре и заявление тоже подготовили заранее. Они сами себя этим заявлением выдали", - уверен диакон.

По поводу упомянутого в открытом письме церковного суда, слова о котором в патриархии назвали "бредом", отец Сергий объяснился: "Меня неправильно поняли. Речь шла о том, что на церковном суде можно было бы решить, как наказать богохульниц и кощунниц - например, наложить на них епитимью. Ведь внутри церкви есть свой суд. И - я убежден - не надо было передавать это дело светским властям".