Московский областной суд оставил накануне без изменения решение Щелковского городского суда по иску прокуратуры о признании экстремистскими книг основателя сайентологии Рона Хаббарда. В судебном вердикте отмечается, что книга Хаббарда "Что такое сайентология?" и другие его брошюры направлены на формирование изолированной социальной группы, члены которой обучаются "безупречному выполнению своих функций, значительная часть которых состоит в борьбе с остальным миром", сообщил телеканал "Дождь".
Это далеко не первая попытка запретить Хаббарда. Вот хроника последних лет. В 2010 году в Сургуте Хаббарда признали экстремистским, однако Ханты-Манскийский окружной суд отменил это решение. Кроме того, Верховный суд Республики Татарстан накануне также отменил решение городского суда Набережных челнов, записавшее Хаббарда в экстремисты.
Между тем отношение к книгам Хаббарда в международной практике разнится, отмечается в информации телеканала.
Например, специальная комиссия при правительстве США по международной религиозной свободе (USCIRF) на днях рекомендовала госсекретарю Хиллари Клинтон обратить на Россию "повышенное внимание" в связи с фактами, свидетельствующими о нарушении прав человека в области религии - в том числе из-за преследования сайентологов.
В то же время во Франции сайентология признана "тоталитарной сектой". Французское отделение Церкви сайентологии было оштрафовано за принуждение ее членов к тратам десятков тысяч евро на психологические тесты, витамины и, как говорилось в информации СМИ, "фальшивые приборы для измерения персональной ауры". В Германии сайентологию признали неконституционной.
Защитники учения, со своей стороны, заявляют в судах, что во всем мире более 81 млн экземпляров книг по сайентологии и, "ни в одной стране не существует такой практики, как выявление экстремизма в религиозной литературе".
Российский правозащитник Павел Чиков считает, что процедура выявления экстремистской литературы сама по себе "хромает".
"Уже не в первый раз происходят коллизии, когда в разных регионах разные суды по-разному оценивают эту самую литературу", - сказал он. "Причина в том, что в суды обращаются в тех районах, где обнаружили эту самую литературу. Не в том районе, где она была издана и не в том, где находится какой-то представитель или ее автор, а именно в том, где она была обнаружена. То есть это проблема признания литературы экстремистской", - рассказал Чикин.
По его словам, в список экстремистских материалов входят статьи, листовки и брошюры, книги, газеты и журналы, кинофильмы, музыкальные произведения и даже картины. "Список вызывает множество нареканий, ну а поможет ли он бороться с последователями Хаббарда, мы узнаем в ближайшее время", - заключил правозащитник.