Организация International Campaign for Tibet (ICT), выступающая в защиту прав тибетского народа, выразила опасения в связи с условиями содержания под стражей старшего монаха тибетского монастыря "Лабранг" Джигме Гури, открыто рассказавшего о своем предыдущем задержании в видеозаписи, сообщает портал "Сохраним Тибет".
42-летний монах, известный также под почетными титулами "Акху" Джигме и Лама Джигме, является заместителем начальника "комитета демократического управления" монастыря "Лабранг" (в китайских документах Сяхэ). Он также возглавляет высшую тантрическую школу Гьюто Драцанг (Gyuto Dratsang) - одно из шести учебных заведений монастыря. Видеорассказ Джигме об условиях содержания под арестом участников мартовских протестов был размещен на Youtube. В настоящее время он находится под стражей в неизвестном месте в Ланьчжоу, административном центре провинции Ганьсу. Это уже третий внесудебный арест Джигме, здоровье которого вызывает серьезные опасения в связи с перенесенными им пытками во время предыдущего 42-дневного заключения, говорится в заявлении, опубликованном на сайте ICT.
Более 70 солдат вооруженной милиции принимали участие в его аресте в ходе рейда 4 ноября в общежитие монахов монастыря "Лабранг" в провинции Ганьсу, где находился Джигме после того, как в течение двух месяцев скрывался от агентов общественной безопасности КНР. "Мы не думаем, что они предъявили какие-то основания для ареста. Они пришли после полудня, когда большинство монахов отдыхают в своих комнатах и лишь несколько человек остаются снаружи", - сообщил очевидец ареста британской газете The Times.
Джигме скрывался, перемещаясь от одного безопасного дома к другому, с тех пор как в августе им была сделана видеозапись, размещенная позже на Youtube. В ней он описал два месяца допросов и издевательств, которым подвергся, когда его арестовали после 22 марта. Он рассказал, как четверо милиционеров в форме схватили его на рынке, куда он принес в ремонт свою обувь. И хотя он настойчиво повторял, что не принимал участия в беспорядках 14 и 15 марта, его, затолкав в микроавтобус, увезли в дом, расположенный возле монастыря "Лабранг".
Здесь, вспоминает Джигме, молодой солдат, направив на него автомат, сказал по-китайски: "Это сделано, чтобы убить тебя, Ahlos". Последнее слово – китайская версия тибетского слова "друг", которая используется для оскорбительного обращения к тибетцам. "Меня испугало не нацеленное в мою голову оружие, но мысль о том, что этот парень... - сотрудник правоохранительных органов, направляет оружие на рядового гражданина и выкрикивает подобные слова".
Через три дня Джигме был переправлен в центр временного содержания уезда Сяхэ еще на три дня, где среди 10 заключенных в камере он был единственным монахом. В других 10 камерах содержалось 70-80 человек, арестованных в связи с мартовскими инцидентами в "Лабранге". "Под арестом находились как юные 14-15-летние монахи, так и пожилые, в возрасте 60-70 лет. И не было разницы, участвовали они в протестах или нет. У нас не было ни одежды на теле, ни обуви на ногах. Для перевозки монахов связывали по двое и потом сажали в машину; везли как дрова. Даже если у некоторых были разбиты головы или сломаны руки, все равно помещали в тюрьму. Родственникам или друзьям не разрешали передавать продукты, одежду или постельное белье".
Затем Джигме перевели в центр временного содержания Качу (кит. Линься), где поместили в камеру на 28 дней. Джигме оказался единственным тибетцем среди 9 китайцев. На допросы его вывозили в расположенную неподалеку гостиницу, надев на голову черный мешок. Первый допрос продолжался в течение одного дня и одной ночи, второй – двух, третий – трех; по меньшей мере один раз он терял сознание, и два дня подряд его непрерывно избивали, не давая ничего ни есть, ни пить. После этих допросов Джигме шесть дней провел в госпитале № 7 народно-освободительной армии Китая в городе Линься. Когда его привезли туда во второй раз, он шесть дней пролежал без сознания, и власти, опасаясь, что он умрет, решили отправить его домой.
Формально Джигме не был освобожден, а был отпущен из-под стражи на условиях, при нарушении которых снова оказывался в камере. Эти условия налагают ограничения на передвижение, встречи, переговоры, а иногда включают дополнительные требования местной милиции, например, определенное "отношение" к преступной деятельности, в которой подозревается данное лицо. После освобождения Джигме пришлось еще два месяца лечиться в другой больнице, пока он поправился.
По информации Тибетского центра прав человека и демократии (TCHRD), в начале сентября тибетская служба Voice of America в выходящей по средам программе Kunleng передала в эфир видеозапись, в которой Джигме дал свидетельства реакции властей на мартовские протесты: "Нас обвинили в сближении с "кликой Далая" (Далай-ламы. - Прим. ред.) и разжигании протестов среди публики. Если здесь действительное расовое равенство, свобода выражения и свобода религии, то почему нам не позволено поклоняться человеку, веру в которого мы храним в глубине сердца? Прямо перед нашими глазами они растоптали портрет Драгоценности (Далай-ламы. - Прим. ред.), разбили прикладами его обрамление, разорвали изображения и бросили обрывки в огонь. Как тибетцы и буддисты, если мы видим, как изображение объекта нашего прибежища растоптано и разорвано, мы считаем такие деяния непоправимыми. Когда тибетцы разбивают несколько оконных стекол, они говорят, что эти действия причинили ущерб на сотни миллионов юаней. А как измерить ущерб, причиненный нашим сердцам зрелищем того, как портрет самого почитаемого топчется ногами? Китайские власти заявляют, что их целью является создание гармоничного общества, но в то же самое время продолжают чернить Далай-ламу, которого все тибетцы уважают и почитают как своего духовного лидера".
"Они требовали сказать, был ли я лидером протеста и какие контакты у меня с Далай-ламой. Меня подвешивали за руки и изо всей силы избивали кулаками", - рассказал Джигме 12 сентября по телефону агентству Associated Press. После этого монах стал скрываться, опасаясь преследования со стороны властей за свои свидетельства. Как рассказали газете The Times его друзья, он решил вернуться в монастырь после того, как посетившие его семью агенты общественной безопасности заявили, что в случае возвращения в монастырь арест ему не грозит. С приближением зимы он решил принять эти обещания властей на веру.
Джигме Гури уже находился под подозрением с тех пор, как в феврале 2006 года, имея действительный паспорт, он отправился в Индию, где присутствовал на поучениях Далай-ламы. По возвращении в Лабранг он был задержан на 40 дней, прежде чем получил разрешение вернуться в монастырь.