Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавит 24 мая торжества в Кремле и у его стен в честь сразу нескольких праздников: Вознесения Господня (отмечается на 40-й день после Пасхи), недавнего возвращения Церкви чудотворной Иверской иконы и дня памяти святых братьев-просветителей славян Кирилла и Мефодия (24 мая), к которому традиционно приурочено всероссийское празднование Дней славянской письменности и культуры. Кроме того, в четверг день ангела самого предстоятеля РПЦ.
Утром патриарх возглавил Божественную литургию в исторически главном храме столицы - Успенском соборе Московского Кремля. К торжествам в Успенский собор из Новодевичьего монастыря доставлена Иверская икона Божией Матери - для первого, по словам патриарха, "народного моления". Образ этот долгие годы хранился в фондах Государственного исторического музея и был передан Церкви 6 мая.
В 13:00 мск начнется крестный ход с Иверской иконой на Васильевский спуск, где перед чудотворным образом будет совершен молебен.
Затем предстоятель Русской православной церкви откроет Дни славянской письменности и культуры. В церемонии примут участие представители федеральных и столичных властей, деятели культуры. Традиционно на праздновании ожидаются сотни представителей духовенства и тысячи мирян, сообщает РИА "Новости".
Участниками торжеств в Кремле и на Васильевском спуске станут первоиерарх Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион в сопровождении еще ряда архиереев, священников и группы молодежи РПЦЗ из дальнего зарубежья. Кроме того, в праздновании примет участие архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним, совершающий первый официальный визит в Россию, а также еще около десяти иерархов Элладской православной церкви.
"Нынешнее торжество ознаменовано особым событием: принесением в Успенский собор Московского Кремля одной из самых почитаемых в России икон - Иверского образа Божией Матери. Эта святыня, написанная на Святой горе Афон в 1648 году, была привезена впоследствии в Москву, и на протяжении трех с половиной столетий перед ней возносились прошения о нашем Отечестве. После революционных событий верующие надолго были лишены возможности помолиться перед этой иконой. Народным молебном перед сей святыней на Васильевском спуске у стен Кремля и храма Василия Блаженного в Москве откроется празднование Дня славянской письменности и культуры", - сказано в послании патриарха, которое в этот день оглашается во всех храмах Русской православной церкви.
Предстоятель РПЦ с радостью отметил, что с каждым годом праздник славянской письменности и культуры в день памяти Кирилла и Мефодия "приобретает все большую значимость, объединяя всех, кто хранит православную веру, любит и чтит отечественную историю".
"Осуществив перевод Священного Писания и православного богослужения на славянский язык, они дали возможность нашим предкам познавать Господа Иисуса Христа и прославлять имя Его на родном для них языке. Просветительская деятельность святых братьев заложила фундамент восточнославянской церковной культуры, формирующей духовную общность народов исторической Руси и являющейся связующим звеном между нашим прошлым, настоящим и будущим", - отметил патриарх Кирилл.
Он призвал современников "бережно хранить" наследие святых Кирилла и Мефодия, заявив, что "духовное развитие стран Святой Руси невозможно без обращения к православной вере, к культурно-историческим истокам, сформировавшим славянскую цивилизацию".
Вознесение является одним из 12 основных церковных торжеств и празднуется на сороковой день после Пасхи, поэтому всегда приходится на четверг.
Как гласит евангельское предание, в течение сорока дней после Воскресения Христос не раз являлся апостолам, уча их основам распространения христианской веры и создания Церкви. На сороковой день Он пообещал скорое ниспослание в мир Святого Духа (третьего Лица Святой Троицы), а потом вывел учеников из Иерусалима на Елеонскую гору и, благословляя их, стал возноситься на небо, пока не исчез в облаке.
По учению Церкви, Вознесением завершилось земное служение Бога-Сына. Это событие имеет для верующих глубокое символическое значение: искупив страданиями и крестной смертью человеческие грехи, Иисус Христос в Своем лице вознес человеческую природу к престолу Бога-Отца и "предуготовил естество человека к принятию Святаго Духа".
Вознесением завершается широкое празднование Пасхи, поэтому этот день именуется также "отданием Пасхи". С этого дня верующие перестают обмениваться при встрече пасхальными приветствиями "Христос воскресе! - Воистину воскресе!"
Святые братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни (ныне - Салоники). Мефодий был воином и правил болгарским княжеством Византийской империи, где научился славянскому языку. Затем он принял монашество в одном из монастырей на горе Олимп в Малой Азии. Его брат Константин, принявший в монашестве имя Кирилл, с малых лет отличался большими способностями и в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки.
Вскоре император отправил обоих братьев к хазарам для евангельской проповеди. Как гласит предание, по пути они остановились в Корсуни (Херсонес - в черте современного Севастополя, Крым), где Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные "русскими буквами", встретил человека, говорящего по-русски, и стал учиться читать и говорить на этом языке.
Когда братья вернулись в Константинополь, император снова отправил их с просветительской миссией - на этот раз в Моравию (территория современной Чехии): моравского князя Ростислава притесняли немецкие епископы, и он просил императора прислать учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке.
Для выполнения новой миссии Константин и Мефодий составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык основные богослужебные книги (Евангелие, Апостол, Псалтирь). Это произошло в 863 году.
В Моравии братья были приняты с великой честью и стали учить богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, которые проводили в моравских церквах богослужение на латинском языке, и они подали жалобу в Рим. Взяв с собой мощи святого Климента (папы Римского, жившего в первом веке), обнаруженные ими еще в Корсуни, Константин и Мефодий отправились в Рим.
Узнав о том, что братья несут с собой святые мощи, папа Адриан встретил их с почетом и утвердил богослужение на славянском языке. Переведенные братьями книги он приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.
Святой Константин скончался в 869 году, приняв схиму с именем Кирилл.
Святой Мефодий продолжал распространять богослужение и книги на славянском языке, немало пострадав от ярости немецких епископов. Два с половиной года он провел в заточении в Швабии. Освобожденный по приказу папы Римского, Мефодий продолжил евангельскую проповедь среди славян, крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу, а также одного из польских князей.
В последние годы жизни святитель Мефодий перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, а также Номоканон (Правила святых отцов) и Патерик (святоотеческие книги).
.
Первое известие об этой иконе относится к IX веку. В царствование императора-иконоборца Феофила неподалеку от города Никеи благочестивая вдова хранила древнюю икону Божией Матери. Однажды ночью к ней ворвались воины, и когда один из них ударил икону мечем, из раны заструилась кровь. Чтобы спасти святыню от поругания, вдова с молитвой отнесла икону к морю - и, став ликом к берегу, образ стал постепенно удаляться, скользя по водам.
Икону обнаружили иноки афонского Иверского монастыря, основанного в десятом веке грузинским вельможей Иоанном и византийским полководцем Торникием. Ее установили в соборе. На другой день икона оказалась над монастырскими воротами. Ее отнесли на прежнее место, но затем вновь увидели над вратами. Так повторялось несколько раз, пока Богородица не явилась старцу Гавриилу со словами: "Я не хочу, чтобы Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей".
Тогда в Иверском монастыре построили надвратную церковь в честь Богоматери, в которой чудотворная икона пребывает по сей день. Поэтому ее именую также Портаитиссой, или Вратарницей. Афонские монахи верят, что именно Богородица неоднократно спасала Иверскую обитель от голода, пожаров и вражеских нашествий.
На Руси Иверская икона появилась в XVII веке - архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий патриарх, обратился к архимандриту афонского Иверского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список чудотворного образа. В 1648 году его встречали в Москве царь Алексей Михайлович, патриарх Иосиф и множество верующих.
Список не отличался от афонской иконы ни размерами, ни ликом. Впоследствии им владели царица Мария Ильинична и ее дочь Софья Алексеевна, а затем икона веками пребывала в Новодевичьем монастыре Москвы. После его закрытия в советское время образ оказался в фондах Государственного исторического музея.
С иконы, находившейся в царской семье, был сделан еще один список - в 1669 году его установили в часовне у ворот, выходящих на главную улицу Москвы, Тверскую. Вратарница стала одной из самых чтимых московских святынь. Через Воскресенские ворота на Красную площадь въезжали цари, царицы и полководцы-победители. Иверская Вратарница прославилась также многими чудесами, в частности, исцелениями больных. В 1929 году часовню уничтожили, а в 1931 году снесли Воскресенские ворота. Икону перевезли в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где она пребывает и поныне.
К середине 1990-х годов Воскресенские ворота с Иверской часовней были восстановлены. И 25 октября 1995 года с Афона в Москву был доставлен новый список чудотворной Иверской иконы.
Торжественная церемония передачи Церкви древнейшего на Руси списка Иверской иконы, принесенного с Афона в 1648 году, состоялась в день памяти святого Георгия Победоносца, 6 мая 2012 года, в Новодевичьем женском монастыре.
Передавая икону, Владимир Путин сказал, что "эта святыня сопровождала наших предков на протяжении столетий и в мирных трудах, и в ратных походах, в том числе при освобождении Смоленска в середине XVII века от иностранных захватчиков".
Патриарх отметил особую важность того, что верующие получат возможность молиться перед чудотворной иконой. Тогда же предстоятель объявил, что "первое народное моление перед этим образом состоится 24 мая, в час дня, на Васильевском спуске", где "особым народным молебном" откроется "церковно-государственный праздник - День славянской письменности и культуры".
Патриарх призвал верующих прийти в этот день на Васильевский спуск и принять участие в соборной молитве.