Берл Лазар передал Меиру Лау копию видеокассеты с записью выступления в Бухенвальде Федора Федоровича Михайличенко - бывшего заключенного этого лагеря, советского военного, спасшего будущего раввина от смерти
www.feor.ru

Накануне в Тель-Авиве состоялась встреча Главного раввина России Берла Лазара и Главного раввина Тель-Авива, бывшего Главного раввина Израиля Исраэля Меира Лау.

Во время встречи Берл Лазар передал Меиру Лау копию видеокассеты с записью выступления в Бухенвальде Федора Федоровича Михайличенко - бывшего заключенного этого лагеря, советского военного, спасшего будущего раввина от смерти.

После показа фильма с рассказом Федора Михайличенко о жизни в лагере, в котором он упоминает о своем знакомстве с маленьким еврейским мальчиком из Польши и который впоследствии стал Главным раввином Израиля, выступил раввин Исраэль Меир Лау. В своем слове он сказал о той огромной роли в его жизни, которую сыграл Федор и о том, как велика его благодарность за помощь, оказанную ему в тяжелые дни заключения в концлагере.

Он особенно подчеркнул в своем выступлении, что видит в Федоре Михайличенко не только своего спасителя, но и подвиг всех советских солдат, которые зачастую ценой своих жизней спасали мир от фашизма. Без подвига солдат Красной армии трудно представить себе, как бы складывалась история всего мира и еврейского народа в наши дни. Помнить об этом тем более важно, что сегодня многие уже забывают, особенно на Западе, какой колоссальный вклад внесли советские солдаты в победу над фашизмом.

Раввин Лау также сказал, как глубоко сожалеет, что ему не удалось застать Федора Михайличенко в живых, и он не смог лично его поблагодарить за все то, что сделал для него Федор. Но он искренне благодарен еврейской общине России за поиск, благодаря которому удалось найти хотя бы семью советского солдата, и фильм с его рассказом о жизни в Бухенвальде, переданный дочерью, стал достоянием гласности.

Как сообщили корреспонденту Regions.ru в пресс-службе Федерации еврейских общин России (ФЕОР), в ответном выступлении главный раввин России Берл Лазар согласился с мнением раввина Меира Лау, также отметив, что "это был пример бескорыстного подвига. Сегодня на Западе больше говорят о подвигах американских, английских солдат, участников движения Сопротивления, нежели о героическом вкладе Красной армии в победу над фашизмом".

Он также добавил, что "сегодня во многих странах, особенно это распространено в странах Восточной Европы, Прибалтики, стоит проблема переписывания истории, и поэтому для нас очень важно, как можно больше говорить о таких людях, как Федор Михайличенко, чтобы все помнили про высочайшее мужество и бескорыстные поступки, которые они совершили. И также важно, чтобы люди знали: пока одни переписывают историю, другие всю жизнь ищут тех, кто спасал от фашистов. Еврейский народ помнит обо всем и благодарен советским солдатам. Поэтому мы будем и впредь стараться рассказывать о том, как это было в те годы".

Долгое время раввин Меир Лау разыскивал своего спасителя, но поиски затруднялись тем, что он не помнил фамилии своего "ангела-хранителя".

В мае 1989 года, еще до установления дипотношений между Израилем и СССР, раввин Исраэль Меир Лау посетил Москву в составе неофициальной делегации. На встрече с Михаилом Горбачевым и Николаем Рыжковым он попросил генсека разыскать Федора из Ростова - других сведений о спасителе у раввина не было. Уже на следующий день ему в гостиницу принесли газету "Известия" с объявлением о розыске Федора. Прошло почти 20 лет, но уроженец Ростова так и не был найден. Только 27 июня 2008 года раввин узнал из новостей радиостанции "Коль Исраэль", что американские и английские историки нашли в немецких списках узников Бухенвальда фамилию его спасителя - Федор Михайличенко.

К сожалению, раввину Исраэлю Меиру Лау и Федору Михайличенко так и не суждено было встретиться вновь - в 2006 году Федор Михайличенко скоропостижно скончался. Но удалось разыскать семью покойного героя, в которой хранилась видеокассета, содержащая речь Федора Михайличенко, где он рассказывает о том, как освобождался Бухенвальд и как он помогал выжить 8-летнему еврейскому мальчику в нечеловеческих условиях концентрационного лагеря. Эта запись было сделана в 1992 году во время поездки Федора в Бухенвальд.