Выставка работ польского церковного архитектора Ежи Устиновича "Храмы - в поиске смысла традиции", развернутая, как уже сообщалось, в Московском архитектурном институте, открылась бурной дискуссией архитекторов и священников
archi.ru

Выставка работ польского церковного архитектора Ежи Устиновича "Храмы - в поиске смысла традиции", развернутая, как уже сообщалось, в Московском архитектурном институте, открылась бурной дискуссией архитекторов и священников о путях развития современной православной храмовой архитектуры.

Спор разгорелся сразу после вступительной лекции автора на тему "Практическая теология архитектуры православного храма - современность традиции". Причем если критиковали Устиновича за отход от православной традиции главным образом коллеги-архитекторы, то защитниками его творческих поисков выступали представители духовенства, сообщает РИА "Новости".

"Бренд XXI века - это всегда что-то суперсовременное, особенное, устремленное в будущее. А у нас храм XXI века зачастую устремлен в прошлое. Нарисовал купол - и уже храм. Тем более если крест над ним поставил. Что должно остаться, а что мы можем действительно менять? Что такое традиция, где то главное, что должно в храме остаться, несмотря ни на какую авангардность? Вот критерии, которые мы должны обсуждать. Где дух Господень – там свобода. И в силу этой Богом данной свободы мы должны не бояться творить и работать", - сказал член Cоюза архитекторов России, член-корреспондент Петровской академии искусств протоиерей Андрей Юревич.

Цель проекта "Храмы - в поиске смысла традиции" - привлечь внимание общества к состоянию современной храмовой архитектуры и попытаться осмыслить проблемы российского храмового зодчества с помощью опыта Ежи Устиновича, профессора архитектурного факультета Белостокской политехники, автора свыше 80 научных публикаций, посвященных проблемам сакральной архитектуры православной церкви и архитектуре локальных культур приграничья. По его проектам построены десятки православных храмов в Европе, в том числе в Польше и Белоруссии.

Ценность опыта Ежи Устиновича для современной российской архитектурной школы особо отметил ректор МАРХИ Дмитрий Швидковский. Он напомнил, что на протяжении веков архитектура христианского храма была главной областью деятельности архитектора. Даже Алексей Щусев, прежде чем построить мавзолей Ленина, создал 139 церквей и часовен. Но в XX веке эта тысячелетняя традиция храмового зодчества была в России прервана. И теперь российским архитекторам нужно заново учиться не только обращаться к истории, но и искать новые средства выражения высоких духовных ценностей.

Выставка в МАРХИ продлится до 10 мая 2014 года. Ее организовали Содружество в поддержку современного христианского искусства "Артос", "Журнал Московской Патриархии", Московский архитектурный институт и Белостокская политехника.