В храме Гроба Господня в Иерусалиме сошел Благодатный огонь, передает РИА "Новости". Все свечи и светильники в храме были заблаговременно потушены. Огонь возгорелся по молитвам о ниспослании чуда Патриарха Иерусалимского Феофила и тысяч паломников, заполнивших в этот день храм Гроба Господня, площадь перед ним и прилегающие улицы.
Святой огонь появился в Кувуклии - часовне внутри храма, над каменным ложем, на котором покоилось в Великую Субботу погребенное Тело Христа. Патриарх Феофил находился в Кувуклии один, без каких-либо средств для искусственного получения огня.
Как только ожидаемое ежегодно в канун Пасхи чудо произошло, патриарх Иерусалимский тут же передал Благодатный огонь столпившимся у Кувуклии верующим. В их числе и делегация Фонда Андрея Первозванного, которая доставит Святой огонь спецрейсом из Иерусалима в Москву, в храм Христа Спасителя - к ночному пасхальному богослужению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Схождение Благодатного огня остается необъяснимой тайной, христиане верят в его чудесное, божественное происхождение. Причем, согласно историческим свидетельствам, огонь появляется в Кувуклии только по молитве православного патриарха.
Церемония обретения Благодатного огня (литания) начинается с раннего утра и состоит из целого ряда ритуалов, включая осмотр и опечатывание Кувуклии. Раньше это делали турецкие стражники, теперь - полиция.
Старшины православной арабской молодежи, сидя на плечах друг у друга и скандируя "нет веры, кроме веры православной, Христос - истинный Бог", просят Господа даровать верующим Благодатный огонь. Считается, что Спаситель приемлет и такое, несдержанное, по-детски наивное, но чистосердечное обращение.
Внутри храма также проходят торжественные процессии армянского, коптского и сирийского духовенства. Их традиционно сопровождают каввасы (стражники в турецкой форме, которые с древнейших времен нанимались для охраны христианских процессий). По мере продвижения сквозь толпу каввасы стучат о каменные плиты храма специальными посохами, которые имеют право пустить в ход для наведения порядка в толпе. Их размеренные действия, наряду с шумным поведением православных арабов, создают неповторимую праздничную атмосферу.
В полдень от здания Иерусалимской Патриархии начинается Крестный ход к Гробу Господню, который завершается перед входом в Кувуклию. В пещеру вносят большую лампаду, в которой должен возгореться огонь и 33 свечи (по числу лет земной жизни Спасителя).
Иерусалимский Патриарх традиционно входит внутрь Кувуклии в одном полотняном подряснике - чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спички или что-либо еще, при помощи чего можно добыть огонь. Затем вход в часовню опечатывают - и наступает напряженная тишина в ожидании чуда схождения Благодатного огня.
Считается, что, если огонь не сойдет, это станет ужасным предзнаменованием для всего человечества, а те, кто находится в храме, погибнут.
Как правило, ожидание длится от нескольких минут до нескольких часов. На это время в храме гасится свет. Держа в руках незажженные пасхалы (большие связки праздничных свечей), присутствующие молятся, каются в своих грехах и просят Господа даровать Благодатный огонь.
Некоторое время спустя в храме появляются необъяснимые всполохи света, которые как бы стекают по стенам и колоннам вниз, а из отверстия в куполе храма на Гроб Господень опускается вертикальный широкий столб света.
Вскоре в Кувуклии возгорается Благодатный огонь - и Патриарх Иерусалимский передает его собравшимся в храме.
Верующие, стоящие в первых рядах, зажигают от него свои свечи - и огонь молниеносно передается от одного человека другому. Нередко в эти минуты лампады и свечи в руках молящихся загораются сами собой.
Большинство держат в руках по несколько свечей, каждая из которых подобна факелу, так что вскоре весь храм начинает буквально сиять огнем. Людей охватывает эйфория - и многие умываются Благодатным огнем.
Примечательно, что первое время огонь этот обладает удивительным свойством - он совершенно не обжигает.