Всеволод Чаплин на правах члена Межрелигиозного совета России дезавуировал заявление собственного секретариата на тему шариатских судов
echo.msk.ru

Заявление, сделанное накануне от имени секретариата Межрелигиозного совета России на тему высказываний адвоката Дагира Хасавова о шариатских судах, не отражает позицию этой организации, заявил член Совета, глава Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

"Заявление на тему введения в России шариатских судов, поступившее в "Интерфакс" якобы от имени секретариата Межрелигиозного совета России, является частным мнением ряда исламских экспертов и сотрудника Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества диакона Романа Богдасарова", - заявил порталу "Интерфакс-Религия" Всеволод Чаплин.

Упомянутое заявление, подчеркнул он, к заявлениям Межрелигиозного совета не имеет отношения, не согласовывалось с членами президиума МСР "и критически воспринимается некоторыми из них".

- Всеволод Чаплин поразил своим высказыванием практикующего христианина

Напомним, что заявление, распространенном от имени секретариата МСР, явилось реакцией на идею Дагира Хасавова, который в эфире канала РЕН-ТВ заявил, что мусульмане России не хотят идти в светский суд и потому должны пользоваться шариатским судом. В противном случае, по словам адвоката, все может закончиться большой кровью.

В заявлении же секретариата МСР, говорилось, что высказывания Дагира Хасавова - это "безответственный шаг провокаторов, мало знакомых с канонами ислама и гражданским правом", а попытки применить сугубо духовные инструменты, такие как шариатский суд, в светском обществе "могут привести только к нагнетанию конфликтов и провоцируют раздоры в обществе".

В заявлении также отмечалось, что специалисты Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ), Международной исламской миссии, Координационного центра мусульман Северного Кавказа, Совета муфтиев России однозначно расценивают прозвучавшие высказывания как противоречащие традиционным воззрениям исламского сообщества на взаимоотношения верующих со светским государством.

Между тем Всеволод Чаплин заявил, что "почему-то вопрос обсуждался только с некоторыми исламскими деятелями, причем не все из них имеют отношение к Совету".

"Налицо явное превышение секретариатом своих полномочий. К тому же использованы явно устаревшие штампы. Например, "светское общество". В России оно только отчасти светское, а отчасти - религиозное, к этому давно пора бы привыкнуть. И люди имеют право придерживаться религиозно-правовых норм, при всем уважении к светским", - сказал он.

По мнению священника, задача российского общества сегодня - "максимально приблизить религиозные и светские правовые нормы друг ко другу, гармонизировать их, а не продолжать раскручивать противоречия между ними, что произошло после заявления Хасавова".

Напомним между тем, что протоиерей Всеволод Чаплин, комментируя заявления Дагтра Хасавова, подчеркнул, что "исламскую общину не следует ограничивать в возможности жить по своим правилам".

Обозреватель радио "Коммерсант-FM" Константин фон Эггерт: РПЦ оказалась перед серьезной угрозой дискредитации.

По мнению обозревателя радиостанции "Коммерсант-FM" Константина фон Эггерта, глава Отдела Московского патриархата по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин фактически поддержал введение в России шариата.

Эксперт делает такой вывод исходя из высказывания официального представтеля РПЦ о том, что "исламскую общину не следует ограничивать в возможности жить по своим правилам". В связи с такой позицией своего представителя Русская православная церковь оказалась перед серьезной угрозой дискредитации, считает Константин фон Эггерт.

"Если честно, то, как практикующему христианину, мне хочется буквально выть от отчаяния. Полагаю, аналогичные эмоции должен испытывать глава Синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда. Он вынужден был отвечать десяткам журналистов, которые звонили ему с одним вопросом: "Действительно ли Русская церковь поддерживает введение в России шариата?" - заявил обозреватель "Коммерсант-FM" в своем комментарии. При этом он отметил, что Владимир Легойда вновь и вновь повторял, что Церковь полностью поддерживает существующее светское законодательство и категорически отвергает любое насилие. А именно к насилию призывал адвокат Дагир Хасавов. И все позднейшие разъяснения как Хасавова, так и Чаплина, что, мол, они не то имели в виду, роли уже не играют, отмечает Константин фон Эггерт.

Однако, по мнению эксперта, случайности в появлении такого высказывания со стороны представителя РПЦ тут нет.

"Среди очень небольшой, но активной части фундаменталистов в Русской православной церкви существует мнение, что союз с мусульманами, в том числе радикальными, на базе борьбы либерализма за традиционные ценности возможен и нужен. Разумеется, такая поддержка их повестки дня полностью устраивает российских исламистов. После "умиротворения Чечни" по модели Путина многие из них переехали из партизанских палаток в горах в северокавказские правительственные канцелярии и уже покрикивают устами хасавовых на граждан страны. Кстати, в том числе на умеренных законопослушных мусульман", - заявляет Константин фон Эггерт.

Легализация шариата, считает он, означала бы конец России не как светского государства, а как государства вообще. Солидарность одной из самых известных публике церковных фигур с этой идеей дискредитирует православие лучше всех атеистов страны вместе взятых.

И иерархия, и простые верующие, то есть Церковь в ее полноте, в последние месяцы оказались перед самым серьезным вызовом в постсоветской истории. Церкви угрожают не хипстеры-безбожники, и не гей-лобби. Ей грозит превращение в посмешище или фольклорную достопримечательность для иностранцев, подчеркивает фон Эггерт.

"Наша приверженность главным заповедям Христа: духовной свободе, личной ответственности и любви к ближнему, - поставлена под сомнение. Наша главная задача, как клира, так и заинтересованных мирян, - начать честный диалог о будущем как внутри православной общины, так и с общественными силами за ее пределами. Ничего, если это будет диалог меньшинств. Общественно активных людей вообще-то в любой стране немного. Но главное - они есть. Им пора, пока не поздно, вступать в дело", - убежден обозреватель "Коммерсант-FM".