Всеволод Чаплин
Russian Look

Председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) протоиерей Всеволод Чаплин считает, что предложение отразить в Конституции особую роль православия должно сопровождаться открытым и широким общественным обсуждением.

"Инициативы такого рода, как и любые общественные, идейные, нормотворческие новации, могут и должны обсуждаться свободно. Странно, что люди, которые так поддержали спорный, с моей точки зрения, проект Религиозного кодекса господина Прохорова, буквально призывали умолкнуть авторов этой инициативы", - заявил представитель Церкви порталу "Интерфакс-Религия".

"Пусть обсуждаются любые предложения, пусть они влияют на общественное мнение, пусть выяснится реальное отношение к ним нашего народа, а не только узких экспертных или политических кругов", - подчеркнул он.

Напомним, что обращение к властям с призывом закрепить особую роль православия в Основном Законе России подписали представители общественной организации "Романовский юбилей", Российского института стратегических исследований, кафедры конституционного права МГИМО. Документ был поддержан участниками прошедшего на днях в Госдуме заседания межфракционной депутатской группы в защиту христианских ценностей. Они высказались за внесение в преамбулу Конституции идеи о том, что православие является "основой национальной и культурной самобытности России".

Всеволод Чаплин признал, что у этой инициативы будет немало оппонентов и что перспективы ее немедленного законодательного оформления "вовсе не очевидны", но то, что она подняла "важную дискуссию", глава ОВЦО считает правильным.

"Для меня очевидно, что, вне зависимости от того, как будет развиваться наше право, православие имеет особое значение и в истории, и в современной жизни России. Без православия наша страна не стала бы Россией, без православия у нее нет и будущего", - убежден он.

По словам представителя Церкви, при всем уважении к приверженцам разных мировоззрений, каждое из которых имеет право на жизнь и общественное влияние, "очевидно, что Россия атеистическая, языческая, неправославная Россией называться не может".

"Именно православие и воспринявший его русский народ вместе с другими принявшими его народами сформировали российское сознание, российскую модель общества, российский идеал в государственном устройстве, экономике, культуре, нравственной области, воспитании - во всех аспектах нашей жизни", - отметил он.

Ранее, комментируя инициативу по внесению в преамбулу Конституции темы православия, Всеволод Чаплин дал понять, что авторство этой идеи принадлежит отнюдь не Церкви, а общественным активистам.

"Я сам об этой идее узнал относительно недавно, буквально только в среду увидел тот текст, с которым эта группа общественных деятелей выступает. Предложение, безусловно, вызовет дискуссию, достаточно оживленную и эмоциональную. Ну пусть дискуссия разворачивается. Я считаю, что любые предложения стоит обсуждать. Известно, что многие люди в обществе относятся критически к тем идеологемам, которые доминировали в начале 1990-х годов, когда в ускоренном темпе принималась нынешняя Конституция, и новые идеологемы могут оказаться близкими нашему обществу. Стоит сегодня всерьез спросить друг друга, в том числе в рамках самых серьезных дискуссий", - сказал Чаплин.

Священник не уточнил имена упомянутых им общественных деятелей и не стал раскрывать детали инициативы, предложив почитать выступление главы Конституционного суда Валерия Зорькина на недавно состоявшемся в Москве XVII Всемирном русском народном соборе и касавшееся формулировок Основного закона.

Там председатель КС заявил, в частности: "Изначально в проекции этой преамбулы предполагалось сказать еще и об исторической роли православия в формировании российской культурной общности. Но эти слова были вычеркнуты, подобно тому как из документов, призванных построить объединенную Европу, исчезли первоначально содержавшиеся строки о христианских истоках европейской культуры".

Зорькин подчеркнул тогда, что говорит не о религиозной идентичности, а об идентичности культурной - и, следовательно, распознаваемой в государственно-правовом контексте.

Чаплин тем не менее уточнил, что речь пока идет о дискуссии, которая никаких юридических последствий не имеет. Отвечая на вопрос портала, почему речь об этом зашла именно сейчас, он сказал: "Общественная мысль не стоит на месте. Никаких импульсов, по крайней мере Церковь, не давала. Я узнал об этом два дня назад. Но было бы странно отрицать право людей на те или иные новации".

Между тем предложение о включении в Конституцию тезиса об особой роли православия для национальной и культурной самобытности страны вызвало неоднозначную реакцию у российских политиков.