Когда в феврале этого года почил архимандрит Иоанн (Крестьянкин), из уст его почитателей можно было услышать фразу "умер последний старец России". Однако однозначно утверждать, что со смертью отца Иоанна прекратилось старчество, нельзя, считают в Московском Патриархате. Вопрос этот сложный, поскольку старец – не должность и не чин. Старцев не назначают решением церковной власти.
Газета "Известия" в сегодняшней публикации попыталась выяснить, кто такие старцы и с какими вопросами следует к ним обращаться.
Это звание присвоить невозможно
Старец (или старица, если речь идет о женщине) - это духовный учитель, руководитель, почитаемый за святость еще при жизни. Как правило, старцами становятся монахи. Явление это древнее, возникшее еще во времена раннего христианства.
В России историки отмечают несколько периодов расцвета старчества. Так, в XIV веке оно было связано с деятельностью преподобного Сергия Радонежского, а в XVIII веке народ чтил преподобного Паисия Величковского. В ХIХ и начале XX века старчество процветало во многих церковных центрах. Самые знаменитые из них - Киево-Печерская лавра, Троице-Сергиева лавра, Оптина пустынь, Саровский и Валаамский монастыри. К старцам – преподобному Серафиму Саровскому и Амвросию Оптинскому - съезжались со всей страны.
"Старчество - это репутация, согласное мнение народа Божия о том или ином человеке, - говорит заведующий Службой коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) священник Михаил Прокопенко, - и, разумеется, присвоить это звание кому-то невозможно. Поэтому никакого официального списка старцев не существует. Примечательно, что даже такой безусловно почитаемый человек, как недавно почивший архимандрит Иоанн (Крестьянкин), в официальных церковных документах был назван старцем единственный раз - в соболезновании, направленном по случаю его смерти Святейшим Патриархом.
Как не нарваться на сектанта
Отсутствие четкой регламентации породило множество проблем и для обыкновенных людей, и для иерархов Церкви. На "звание" старца, не защищенное ни церковным, ни светским правом, постоянно покушаются всевозможные аферисты. Зачастую старцами объявляют себя основатели сект.
Слабое знание основ православного вероучения, желание получить немедленный результат без сложной, трудной духовной работы увлекают верующих в псевдоправославный оккультизм.
"Любой приходской священник может дать православному вполне квалифицированный ответ на вопрос о вероучении, церковной практике, - говорит Михаил Прокопенко. - Но люди ищут старцев. Зачем? Вы думаете, старцам задают вопросы о духовной жизни? Ничего подобного. Ни о духовной жизни, ни о борьбе со страстями. Во много раз чаще спрашивают, продавать квартиру или не продавать, жениться или не жениться, а если жениться, то на ком, делать хирургическую операцию или не делать". "Плохо то, что в старцах начинают видеть оракулов и экстрасенсов. Это отход от христианской традиции", - считает священник.
С Михаилом Прокопенко согласен известный православный богослов, профессор Московской духовной академии (МДА) Алексей Осипов:
"К старцам, к глубокому сожалению, идут с вопросами бытовыми, а не с духовными, как следует. Крайне редко к старцам, настоящим, к таким, как отец Иоанн (Крестьянкин), приходят с вопросом - как мне победить зависть, злость...", -считает профессор МДА.
Священник Владимир Соколов в своей книге "Младостарчество. Соблазны и причины" отмечает, что именно психология паствы порождает лжестарчество: "Не желая меняться, мы хотим переложить ответственность за все, что с нами происходит, на пастыря. Такое бегство от свободы и ответственности выражается иногда в готовности выполнить все что угодно... Такое "послушание" - форма идолопоклонничества, когда через нарушение заповедей происходит измена Богу: старец почитается больше, чем Бог... Предпосылкой такой готовности являются удивительная открытость и доверчивость русского человека, его уступчивость и податливость, его склонность к максимализму, к жертвенному служению. Но эта максималистская открытость сочетается с поразительной наивностью и незащищенностью. Поэтому такой открытый, наивный и готовый жертвовать собой человек всегда может стать жертвой бессовестного насилия".
Еще в 1998 году Священный Синод Русской православной церкви, обеспокоенный развитием лжестарчества, постановил указать священникам на недопустимость к склонению и принуждению верующих: "к принятию монашества; несению какого-либо церковного послушания; внесению каких-либо пожертвований; вступлению в брак; разводу или отказу от вступления в брак, за исключением случаев, когда брак невозможен по каноническим причинам; отказу от супружеской жизни в браке; отказу от воинского служения; отказу от участия в выборах или от исполнения иных гражданских обязанностей; отказу от получения медицинской помощи; отказу от получения образования; трудоустройству или перемене места работы; изменению местожительства".
Тем же решением Священный Синод напомнил пастырям: "Православная церковь, настаивая на необходимости церковного брака, с уважением относится к гражданскому браку, а также к такому браку, в котором лишь одна из сторон принадлежит к православной вере, в соответствии со словами святого апостола Павла: "Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим".
А толпы требуют советов!
К сожалению, решением Синода или Архиерейского собора (он тоже обсуждал проблему лжестарчества) природу человеческую не изменить. Ни среди пастырей, ни среди паствы.
Профессор Осипов рассказывает о том, как даже в сердце православия - в Троице-Сергиевой лавре лжестарец Киприан Цибульский сумел создать настоящую тоталитарную секту. Киприана лишили сана и выгнали из лавры. Но проблема остается. Профессор Осипов по просьбе "Известий" рассказал, как отличить настоящего старца от мошенника или впавшего в грех гордыни лжепастыря в рясе:
"Судить надо не по одному признаку, а лишь по их совокупности. Во-первых, старец, подавая пример христианской жизни, старается удалиться от суеты. Во-вторых, не требует беспрекословного подчинения. Это очень важный для нашего времени признак! В противном случае - это лжедуховник, лидер секты. Большинство людей судят о старцах по литературным образам.
Самый знаменитый - созданный Достоевским старец Зосима. Он требовал от Алеши Карамазова подчинения. Но, обратите внимание, мы находим Алешу уже в состоянии послушника Зосимы. А вот как он стал послушником, мы не знаем.
Выбор духовного руководителя - процесс, требующий длительного общения, изучения, осторожности. В VI веке Иоанн Лествичник писал об этом: "Когда мы... желаем... вверить спасение наше иному, то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстями, вместо пристани в пучину и таким образом не найти готовой погибели". Даже у великих святых было 1-2 послушника. В Оптиной пустыни у старца Варсонофия, к которому обращалось множество монахов, священников, мирян, был всего один послушник - Никон (Беляев). У аввы Дорофея (VI век) был один послушник. А у Серафима Саровского - ни одного! А у нас народ услышит, что такой-то - старец, и толпы собираются, требуют советов, а все общение со старцем – 3 минуты. Так не годится.
Господь спас - а мы и не поняли?
При богословской комиссии Русской православной церкви на общественных началах существует экспертная рабочая группа по описанию чудесных событий, происходящих в Церкви. Как рассказал "Известиям" ее ответственный секретарь Александр Московский, в группу входят ученые-естественники. Ее задача - подробное исследование и описание чудес. Под чудом понимают действия внеприродных разумных сил. В наши дни группа наблюдала такие виды чудес:
1. Мироточение икон. 2. Обновление икон. 3. Перенесение образа иконы на стекло киота. 4. Чудесное пение в пустом храме.
Самым распространенным чудом является мироточение икон. По словам Александра Московского, иногда мироточение бывает очень обильным, как, например, в поселке Локоть Брянской области. В одном из домов этого поселка мироточит не только постоянно находящаяся там икона, но и привозимые из других мест. Мироточение там начинается в конце молебна, и иногда суммарное количество миро составляет от 3 до 10 куб. см. А вот чудесное пение в храме зафиксировано всего 4 раза, но в одном храме с интервалом полгода-год.
Изучение чудес, творимых старцами, входит в компетенцию другой комиссии - по канонизации. Но она собирает свидетельства о чудесах уже умерших людей, представленных к канонизации.
Заведующий Службой коммуникации ОВЦС МП священник Михаил Прокопенко говорит, что чудеса обычно бывают очень простыми, совсем не "сказочными" на вид, без "спецэффектов". Нередко такое чудо понятно и очевидно только одному человеку.
"Самый простой пример. Едет человек на машине, закрутило его на льду, и он должен был врезаться во что-нибудь. Но не врезался. Вот вам чудо. Господь спас. И таких событий в жизни каждого бывает множество, но на них не обращают внимания и просто говорят - мол, повезло. Чтобы увидеть чудо в жизни, нужно уметь быть благодарным Богу.
Важно и другое: чудо всегда обращено к нравственному чувству людей и должно служить их обращению от греховной жизни, пробуждению молчащей совести. Другого смысла у чудес нет и быть не может. К сожалению, об этом часто забывают", - отмечает Михаил Прокопенко.
Справка:
Авва - церк. (отец); архимандрит, настоятель, игумен Младостарец - достаточно молодой человек, не имеющий духовного опыта, претендующий на роль старца. Мироточение - появление на иконах и священных изображениях капель влаги, называемой миро. Миро - смесь ароматических и смолистых веществ, используется при крещении (Таинство миропомазания). Пасомые (паства) - верующие миряне.