Префект ватиканской Конгрегации вероучения кардинал Герхард Мюллер заявил, что объединяющее католиков-традиционалистов Общество святого Пия X (SSPX), основанное французским епископом Марселем Лефевром, должно принять авторитет учения Второго Ватиканского собора.
Заявление кардинала между тем входит в противоречие с позицией главы сообщества традиционалистов епископа Бернара Фелле, который ранее отмечал, что Ватикан не настаивает на этом требовании.
Кардинал Герхард Мюллер рассказал в интервью изданию National Catholic Register, что SSPX должен "безоговорочно признать" учение Второго Ватиканского собора. В частности, это касается вопросов свободы вероисповедания и экуменизма - двух пунктов, по которым SSPX высказывает серьезные возражения.
Как отмечается в публикации портала "Седмица.ru", кардинал Мюллер, похоже, изобрел новую вероучительную формулу католицизма, сказав, что, если кто-то "хочет в полной мере быть католиком, необходимо признавать Папу и Второй Ватиканский собор".
Глава SSPX епископ Бернар Фелле недавно сообщил - также в интервью National Catholic Register, что при Папе Франциске Ватикан более не настаивает на явном принятии традиционалистами учения Второго Ватиканского собора в качестве условия для принятия лефевристов в общение.
Однако настроенный гораздо более жестко, чем сам Папа Римский, кардинал Мюллер заявил, что принятие соборного учения "не является неоправданно высоким препятствием для тех, кто хочет восстановить полное общение со Святым престолом".
Напомним, что в марте этого года епископ Бернар Фелле сообщил, что, вопреки ранее сделанным прогнозам, переговоры Общества с Ватиканом продолжаются. Он также отметил, что Папа Франциск поддерживает усилия, способствующие достижению согласия между Святым престолом и SSPX.
По информации портала DICI, опубликовавшего интервью с Бернаром Фелле, главной темой которого стала проблема взаимоотношений между SSPX и Ватиканом, епископ признался, что переговоры со Святым престолом не только продолжаются, но "фактически никогда не прерывались, хотя темп обсуждений замедлялся в течение некоторого времени". Переговоры по относящимся к вероучительной доктрине проблемам продолжаются, сказал прелат, "в более гибкой форме и поэтому не совсем официально".
По словам Фелле, Папа Римский Бенедикт XVI больше сочувствовал католикам-традиционалистам, чем нынешний понтифик. Но тем не менее Папа Франциск склонен работать в направлении "регуляризации" SSPX, поскольку он испытывает беспокойство по поводу всего, "что маргинализируется".
Епископ также рассказал о своих попытках разъяснить чиновникам Ватикана, что возглавляемое им общество не пойдет на компромисс в принципиальных вопросах и что католики-традиционалисты должны быть приняты такими, какими они являются.
С чем несогласны католики-традиционалисты
На Втором Ватиканском соборе епископ Марсель Лефевр с группой своих сторонников выступил против курса на обновление Римско-католической церкви. Расценив решения собора как "революцию" и "гибельную перемену", он подверг резкой критике модернизацию структуры вероучения и социальной доктрины Церкви. Он выступил против выработанного собором подхода к проблемам религиозной свободы и отношения к другим религиям, против экуменического диалога, утверждая, что это ведет к утрате католицизмом своей исключительности. Лефевр и его сторонники возражали также против проведения богослужения на национальных языках.
В 1969 году Лефевр основывает во Фрибурге (Швейцария) центр обучения, где для семинаристов читаются лекции по основным положениям традиционалистского учения. В 1970 году Лефевр превращает монастырь в Эконе (Швейцария) в духовную семинарию, где начинают готовить священников в духе дособорного католицизма. Эта семинария, вскоре переросшая в так называемое Братство имени святого Пия Х, стала центром традиционалистов. С этого времени Лефевр повел открытую борьбу против Ватикана.
Особое недовольство он выражал в связи с тем, что представитель Святого престола принимал участие в Хельсинкском совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе и подписал его заключительный акт. Его разногласия с Ватиканом еще больше обострились после того, как он, не ограничившись лишь обучением своих слушателей, стал самостоятельно рукополагать их в сан священнослужителей без санкции на то Святого Престола. В ответ на это Ватикан в 1975 году официально объявил о приостановлении полномочий Лефевра как епископа. Но Лефевр проигнорировал это решение и продолжал свою деятельность.
В 1986 году Лефевр резко осудил Иоанна Павла II за организованную им в Ассизи Международную молитву за мир, на которой присутствовали делегации различных церквей и религиозных организаций мира. С крайней нетерпимостью глава традиционалистов воспринял и посещение Папой в том же году синагоги в Риме. Политические симпатии Лефевра вполне определенны. Он часто выступал с заявлениями в поддержку Пиночета в Чили. Лефевр активно поддерживал ультраправых во Франции и их лидера Ле Пена.
В 1987 году Лефевр объявил, что намерен самостоятельно, без санкции на то Римской курии, посвящать в сан епископов и лично посвятил в епископы четырех человек. Это был открытый вызов Ватикану, который в ответ отлучил Лефевра и его сторонников от Церкви. Но одновременно появилось апостольское послание Иоанна Павла II Ecclesia Dei, где недвусмысленно говорилось о том, что двери Церкви всегда открыты для традиционалистов. В соответствии с этим посланием была создана специальная комиссия из восьми человек, главная задача которой заключалась в проведении анализа проблем, связанных с движением традиционалистов в современном католицизме и изыскать возможности возвращения сторонников Лефевра в лоно Церкви.
Однако Лефевр не шел ни на какие компромиссы и скончался, так и не примирившись с Римом.