Грузинская православная церковь поддерживает реабилитацию Сталина, утверждает французская газета
Moscow-Live.ru

После последних парламентских выборов в Грузии Православная церковь этой страны стала связующим звеном с Россией и пристанищем национализма. Она, в частности, поддерживает реабилитацию "отца народов" - Иосифа Сталина, говорится в публикации сайта InoPressa.ru, рассказывающей о статье, появившейся в среду во французской газете Liberation.

На главной площади Телави перед памятником погибшим во время Второй мировой войны высится статуя генералиссимуса Сталина. Его изображения, исчезнувшие одно время из всех грузинских населенных пунктов, включая и его родной город Гори, вновь появляются, отмечает французское издание.

По словам автора публикации, появление изображений Сталина является прежде всего делом ветеранов, которые видят в нем победителя во Второй мировой войне. Но этот процесс также стал следствием возвращения к традициям, что стало возможным после победы популистов из "Грузинской мечты" на парламентских выборах 2012 года.

Реабилитации Сталина способствует и Грузинская православная церковь (ГПЦ), говорится в статье. В доказательство автор приводит слова Патриарха Илии II. "Сталин является выдающейся личностью, какие нечасто рождаются. Кроме того, он был верующим", - заявил предстоятель ГПЦ.

Связующее звено с Москвой и агент ее влияния, как и в большинстве бывших советских республик, Грузинская церковь стала играть в стране роль первого плана, навязывая свое мнение по многим темам и ценностям, подчеркивается в статье. Так, в августе этого года в селе Чела православные потребовали и добились демонтажа построенного мусульманами минарета. В Нигвциани группа верующих во главе с местным священником на протяжении нескольких месяцев препятствовали посещению мусульманами частного молельного дома. А в середине мая от 20 до 30 тысяч человек, возглавляемых священниками, напали на группу молодых горожан, устроивших шествие в Международный день борьбы с гомофобией.

Во всех этих случаях государство не вмешивалось, не осмеливаясь противостоять Церкви, представляющей 84% населения, с ее 85-летним патриархом, популярность которого достигла 94%. Меньшинства, какими бы они ни были, этническими, религиозными или сексуальными, по мнению традиционалистов, имеют право на существование, если они живут скрытно, утверждает автор статьи.

Сегодня, отмечает издание, Сталин популярнее в Грузии, чем в России, его миф изменил природу. Так, по словам историка Лаши Бакрадзе, хотя люди думают, что Грузия была колонизирована русскими, но Сталин "был грузином и руководил страной". Ученый полагает, что образ Сталина связан не с коммунизмом, а с ностальгией по СССР или с воспоминаниями о Второй мировой войне. Сталин, как и Церковь, является "символом антизападных настроений и антилиберализма". "Именно эти две карты разыгрывает Россия", - пишет автор статьи. По мнению грузинского богослова Беки Миндиашвили, Грузинская церковь создала новый национализм - пророссийский и антизападный.

Этническим, религиозным и сексуальным меньшинствам предлагается покинуть общественное пространство. Сталин, возглавивший СССР, который сегодня воспринимается как российское пространство, может вновь занять свое место в пантеоне консерваторов, заключает французское издание.