Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода отверг идею первого заместителя председателя комитета Госдумы по делам национальностей Михаила Старшинова ("Единая Россия") восстановить госконтроль за качеством религиозного образования и проповеднической деятельности по примеру СССР.
"Думаю, что заявление депутата Старшинова - это возрождение достаточно старой идеи по восстановлению некоего квазианалога советского Совета по делам религий с его тотальным контролем над религиозной жизнью. Подобные заявления со ссылкой на положительный советский опыт могут делать лишь люди, забывшие, к чему привел этот контроль: к моменту развала СССР в стране просто-напросто отсутствовало сколько-нибудь значительное количество священнослужителей, которые могли бы вести за собой верующих", - приводит "Интерфакс" текст комментария президента ФЕОР, распространенного в пятницу его пресс-службой.
В результате, продолжил Александр Борода, в 1990-е годы место традиционных священнослужителей заняла "масса представителей сомнительных организаций" вроде "Евреев за Иисуса", "Аум Синрике" и многочисленных "зарубежных исламистских проповедников, "посадивших" в российскую почву семена, ядовитые плоды которых мы, да и значительная часть мира, пожинаем уже многие годы".
Как отметил глава ФЕОР, сегодня традиционные религиозные организации России уже достаточно окрепли для того, чтобы самим заниматься подготовкой священнослужителей, "вычищая" экстремистски настроенных лиц.
"Помощь" чиновников, которые обычно достаточно слабо разбираются в особенностях вероучения, может лишь навредить", - заключил Александр Борода.
Напомним, что Михаил Старшинов выразил убеждение, что вопросы контроля за качеством религиозного образования и проповеднической деятельности "в свое время неплохо решались в Советском Союзе, где был государственный орган, который следил за этими вещами, и в том числе за тем, какую идеологию выпускники религиозных учреждений несли в массы".
По мнению депутата, сегодня ключевым является вопрос о восстановлении госконтроля за качеством религиозного образования и осуществлением проповеднической деятельности на фоне продолжающихся попыток через кавказский регион дестабилизировать ситуацию в России.
Старшинов также подчеркнул, что опыт советского периода сохранили некоторые бывшие республики СССР, включая Прибалтику и Белоруссию, где остались государственные организации, осуществляющие контроль за качеством религиозного образования и проповеднической деятельности.
"Однако у нас ничего подобного нет", - заявил представитель Госдумы. По его мнению, государство должно взять на себя "администрирование данной сферы, конечно, действуя деликатно и без перегибов".
Как известно, в советский период контроль за деятельностью религиозных организаций осуществлялся органами госбезопасности. Параллельно с сороковых годов действовали Советы по делам Русской православной церкви и по делам религиозных культов при правительстве СССР, слитые в 1966-м в Совет по делам религий при Совете министров СССР.