Верховный суд РФ отклонил жалобу на ликвидацию "Сайентологической церкви Москвы"
Moscow-Live.ru

Верховный суд РФ в среду окончательно признал законной ликвидацию "Сайентологической церкви Москвы" (возможно написание "Саентологическая церковь. - Прим. ред.), которая не соответствует требованиям религиозного объединения. Таким образом, апелляционная жалоба заявителей была отклонена.

Авторы жалобы были не согласны с решением суда первой инстанции, которая поддержала требование Минюста РФ ликвидировать "Сайентологическую церковь Москвы", сообщает в среду портал "Интерфакс-Религия".

"Плановая проверка Минюста показала, что "Сайентологическая церковь Москвы" не отвечает обязательным признакам религиозного объединения. Согласно религиоведческой экспертизе, объединение не имеет единого вероисповедания и не осуществляет религиозную деятельность", - огласила материалы дела судья.

Суд первой инстанции установил, что деятельность религиозного объединения носит социальный характер и сводится к коммерческой деятельности, а это противоречит целям религиозного объединения. "Между тем объединение получает от государства необоснованные преференции в сфере налогообложения", - отмечается в материалах дела.

В свою очередь представители "Сайентологической церкви Москвы" заявили в суде, что оспариваемое решение нарушает нормы процессуального права.

"Решение суда первой инстанции нарушает статью Конституции на свободу вероисповедания. Кроме того, Минюст не представил доказательств нарушений, которые были бы соразмерны ликвидации религиозного объединения", - сказал один из авторов жалобы.

В ноябре прошлого года Мосгорсуд удовлетворил иск столичного управления Минюста РФ о ликвидации религиозного объединения "Сайентологическая церковь Москвы".

В ходе судебного заседания представители Минюста заявили, что название "сайентология" зарегистрировано как товарный знак, а следовательно, "Сайентологическая церковь Москвы" не может называться религиозной организацией. Заявители иска считают, что данный факт не соответствует закону о религиозных объединениях.

В свою очередь представители "Сайентологический церкви Москвы" просили исковое заявление Минюста отклонить. Они настаивали, что ликвидация религиозного объединения нарушит права десяти тысяч верующих.

Судья постановил создать комиссию по ликвидации религиозного объединения и в течение шести месяцев после вступления решения в законную силу исключить из реестра религиозных организаций сведения о "Сайентологической церкви Москвы".

Представители сайентологов заявили, что обжалуют решение суда о ликвидации объединения.

В 2013 году по итогам плановой проверки столичное управление Министерства юстиции пришло к выводу, что действующий устав организации не соответствует требованиям закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", в ее наименовании не содержится указания на организационно-правовую форму и вероисповедание.

Также в ходе проверки было установлено, что слово "сайентология" зарегистрировано в качестве товарного знака, правообладателем которого является Центр религиозной технологии (США). Одновременное использование указанного слова в качестве наименования вероисповедания противоречит требованиям ст.28 Конституции РФ.

По результатам проверки деятельности "Сайентологической церкви Москвы" было принято решение о проведении государственной религиоведческой экспертизы, по результатам которой "Сайентологическая церковь Москвы" не была признана религиозной организацией.

В августе 2015 года в офисе сайентологов на Таганской улице в Москве прошел обыск, в ходе которого были изъяты "шпионские" устройства - незаконно установленные предметы системы аудио- и видеоконтроля, состоящей из акустических микрофонов и видеокамер, относящихся к категории спецсредств, предназначенных для негласного получения информации.

Позже официальный представитель столичного главка СКР Юлия Иванова сообщила, что по результатам обысков следственными органами было возбуждено уголовное дело о незаконном обороте специальных технических средств (ст. 138.1 УК РФ).

Городской суд Петербурга в 2007 году по обращению прокуратуры принял решение о ликвидации городской общественной организации "Сайентологический центр", которой, кроме прочего, вменялся незаконный сбор информации о частной жизни.

Сайентология - религиозно-философское течение, возникшее в США в середине прошлого века. Основателем течения считается американский писатель-фантаст Лафайет Рон Хаббард, создавший систему верований и практик, которая состоит из скомпилированных разного рода околонаучных и религиозных идей и ориентирована на людей, стремящихся к успеху.

Несколько слов о сайентологии

Сайентология - религиозно-философское течение, возникшее в США в середине прошлого века. Его основателем считается американский писатель-фантаст Лафайет Рональд Хаббард или, как называют его сами сайентологи, Л. Рон Хаббард.

Хаббард родился 13 марта 1911 года в Тилдене, штат Небраска (умер 24 января 1986 года). В возрасте 12 лет он познакомился с фрейдовским психоанализом благодаря морскому офицеру Джозефу Томпсону, первому военному, прошедшему курс психоанализа под руководством Зигмунда Фрейда в Вене.

В молодости Хаббард много путешествовал по странам Азии, отсюда его интерес к индуизму, буддизму и даосизму. Он также изучал математику, инженерное дело и ядерную физику в Университете Джорджа Вашингтона, хотя и не закончил его. Во время Второй мировой войны он был серьезно ранен, но излечился, как он считает, благодаря своим открытиям в сфере деятельности человеческого мозга. Позднее они стали основой его учения - дианетики.

Статья Хаббарда о дианетике появилась в майском выпуске популярного журнала Astounding Science Fiction в 1950 году. В это же время вышла его книга "Дианетика: современная наука об умственном здоровье". Учение Хаббарда нашло немало сторонников, особенно среди тех, кто не мог позволить себе дорогие сеансы психотерапии. По их просьбам он основал в конце 1950 года Фонд Хаббарда по изучению дианетики. Дальнейший рост интереса к учению привел к открытию Международной ассоциации сайентологов Хаббарда в Финиксе, штат Аризона, в 1952 году. В этом же году Хаббард отправился с публичными лекциями о сайентолологии в Великобританию. В 1954 году была создана Церковь сайентологии в Лос-Анджелесе. Новая религия начала распространяться в Австралии, Новой Зеландии, ЮАР. В 1955 году Хаббард перебрался в Вашингтон и открыл там главную Церковь сайентологии и первую Академию сайентологии.

Согласно дианетике, в человеческом уме есть два начала - аналитическое и реактивное. Аналитический ум напоминает понятие "эго" в психоанализе, это то, чем человек сознательно пользуется. Во время эмоциональной и физической боли аналитический ум отключается и его функции берет на себя реактивный. Пока стресс продолжается, реактивный ум запоминает все детали происходящего, хотя человек может не осознавать этого. Эти "записи" реактивного ума Хаббард назвал "энграмами". Благодаря бессознательной природе энграм человек не запоминает свой травматический опыт, но энграмы остаются в его уме.

Дианетическая терапия под названием "одитинг" позволяет исследовать энграмы и освобождаться от них. Сеанс проводит "одитор", который задает вопросы и внимательно выслушивает "преклира" (человека, проходящего процедуру одитинга), выявляя в его уме следы энграм. Считается, что в этом ему помогает "электропсихометр", который измеряет энергию, возникающую в уме преклира при выявлении энграмы. Целью сеансов является освобождение от всех энграм. Когда это происходит, аналитический ум освобождается от влияния реактивного с его энграмами. Человек становится "клиром", то есть, по версии сайентологов, приближается к реализации своего потенциала.

Дианетическую терапию Хаббард дополнил сайентологической теорией. Им было введено понятие "тетан", обозначающее высшее духовное бессмертное существо. В потенции каждый человек - тетан. Сайентологи верят, что человек, достигший состояния клира, может прогрессировать и дальше по "мосту тоальной свободы", освобождаясь от ограничений материального тела и материальной вселенной. В этом случае он становится "действующим тетаном" и обретает бессмертие. Таким образом, сайентология - это религия, которая обещает привести человека к состоянию трансцендентного совершенства.

По оценкам самих сайентологов, их число составляет около восьми миллионов человек. Возможно, эта цифра несколько завышена, но если учитывать всех тех, кто так или иначе вступал в контакт с дианетикой или сайентологией на протяжении 50 лет их существования, она наверняка исчисляется миллионами.

Становление сайентологии сопровождалось многочисленными конфликтами с властями. Причина их в том, что двойственная природа сайентологии (с одной стороны - это "терапия", которая стоит денег, с другой - религия) мешал властям определить налоговый статус организации. В США, Австралии и ряде других стран это закончилось признанием религиозной природы сайентологии и предоставлением ей налоговых льгот, в других (Германия, Бельгия, Франция), напротив, - непризнанием. В России этот вопрос до сих пор окончательно не решен.

Сайентология означает "знание о том, как знать", или "изучение мудрости", и рассматривает человека как духовное существо с природными возможностями, которые могут быть улучшены намного больше, чем обычно считается. Рассматривая человека как преимущественно духовное существо, сайентология следует традиционному взгляду на природу человека и на его отношение к Вселенной. Сайентология содержит практические методы помощи человеку в разрешении его материальных проблем и достижении духовных целей, а также скрытое от непосвященных (эзотерическое) знание, открываемое верующим по мере их овладения сайентологической доктриной.

На конец XX века церкви сайентологии действовали в 105 странах и имели более восьми миллионов последователей. Cайентологическая церковь встречает негативное отношение, ей отказывают в праве считаться религиозной организацией и в освобождении от налогов. В США Верховный суд признал за Сайентологической церковью статус религиозной организации и освободил ее от налогов в 1994 году, через 40 лет с момента ее возникновения.

В ФРГ Федеральным судом по трудовым спорам вынесено определение, что Церковь сайентологии является коммерческой структурой и не вправе претендовать на статус религиозного объединения.

Организационно она подчинена Международной сайентологической церкви, штаб-квартира которой находится в Лос-Анджелесе (США). Международная сайентологическая церковь несет ответственность за церковное руководство остальными сайентологическими церквами в мире.

Источниками вероучения являются работы основателя церкви Л. Рона Хаббарда.

Основным родом деятельности сайентологических церквей и миссий, к которому относится и их культовая практика, является обучение сайентологов и проведение одитинга (процедура общения, имеющая в Сайентологической церкви статус религиозного обряда). В церкви также проходят воскресные службы, свадьбы, похороны, крещения и другие религиозные отправления.