2 октября иудеи отметят праздник Йом Кипур - день смирения души, когда, как считается, Всевышний выносит людям приговор о годе прошедшем и наступающем.
В еврейской традиции это самый важный из праздников, день поста, покаяния и отпущения грехов. Он является завершением т.н. десяти дней покаяния, во время которых, как считают верующие, окончательно решается судьба человека в наступающем году (днем первичного ее определения традиционно считается еврейский Новый год).
Таким образом иудеи призываются осмыслить свою жизнь в прошедшем году и, если их поступки не всегда соответствовали заповедям, они могут через раскаяние исправить свои недостатки и положить начало добрым делам. Покаянному настроению способствуют особые богослужения, самые продолжительные в иудейской традиции.
Раскаяние считается действительным и полным, если человек никогда больше не возвращается к своим дурным делам. Ясно, что мало надежды на то, что человек может совершить полное раскаяние одновременно во всех областях. Однако считается возможным и очень важным достичь полного исправления хотя бы в немногом.
Талмуд в Йом Кипур предписывает "никакой работы не делать" и "изнурять душу", так как "это день искупления... пред Господом". "Изнурение души" подразумевает пять запретов: на прием пищи и питья, умывание, умащение тела, ношение кожаной обуви и супружескую близость. Отменить их может только опасность для жизни. Йом Кипур по правилам еврейского календаря никогда не приходится на пятницу или воскресенье.
В то же время Йом Кипур - это не день траура, а день радости, один из самых главных в году. Поэтому накануне праздника и по его завершении устраиваются особые праздничные трапезы. В это время принято одевать белые одежды, которые символизируют веру в то, что можно очиститься милостью Бога.
Торжества, посвященные Йом Кипуру, начнутся в Московском еврейском общинном центре вечером 1 октября, сообщает "Интерфакс". Здесь и в других общинных центрах России прихожане в обрядовом облачении соберутся в молельных залах, где будут зажигать свечи за каждого члена семьи, а также за души усопших родственников.
В преддверии праздника Департамент общественных связей КЕРООР распространил обращение Главного раввина России Адольфа Шаевича, в котором говорится:
"Йом Кипур (Судный день), последний из десяти дней покаяния, - кульминация исповеди и раскаяния, когда Всевышний вершит суд, определяя судьбу каждого на будущий год.
Кто умрет и кто будет жить, кто разбогатеет и кто обеднеет, кто возвысится в мире и кто падет, кто будет жить в мире и кто претерпит лишения – решение становится окончательным в момент, когда солнце скроется за горизонт и прозвучит тревожный, в течение тысячелетий не претерпевший изменений, звук шофара.
Йом Кипур - строгий пост, однако траурным днём мы его не считаем. Судный день – праздник, торжественный и строгий, наполненный искренней молитвой – исповедью.
"Боже мой! До того, как Ты сотворил меня, я не существовал и не стоил того, чтобы создавать меня, да и теперь, уже сотворенный, я как бы не существую. Прах я при жизни, тем более после смерти моей. Ты видишь внутренность мою, и я стою перед Тобою, как сосуд, полный стыда и позора. Да будет же благословение Твое, Бог, Господин мой, в том, чтобы Ты удерживал меня от будущего греха, а от того, что я уже совершил, пусть будет Твоя воля очистить меня по бесконечному милосердию Твоему, но не истязательным каранием и тяжелыми болезнями…" - трепетная молитва призвана очистить души, пробудив милосердие, честность, искренность и доброту.
В ожидании решения Всевышнего мы с волнением произносим слова пожелания справедливого и благоприятного приговора Творца: ГМАР ХАТИМА ТОВА!"