Кришнаиты предлагают создать полную и объективную интерактивную карту религиозных организаций и движений в России.
С таким предложением выступил вице-президент централизованной религиозной организации "Центр обществ сознания Кришны" в России (ЦОСКР) Радха Дамодар дас (Сергей Зуев), выступая с докладом на конференции "Вклад религиозных организаций в межрелигиозное и межнациональное согласие и сотрудничество", организованной Институтом Европы РАН и Общероссийской общественной организацией содействия защите свободе совести (прежнее и более привычное название – "МАРС"). Конференция прошла накануне в Институте Европы РАН в Москве, сообщает корреспондент сайта "Мир религий".
По мнению представителя ЦОСКР, в стране напрочь отсутствует нейтральная система представления религиозных организаций. Вся информация подается в политическом контексте. Или в идеологическом: "Это вот, мол, сектанты, а эти, дескать, еще хуже!"
"Во-первых, это все неправовая терминология, – убежден лидер вайшнавов. – Во-вторых, она не соответствует действительности, искажает информацию о законопослушных религиозных организациях, переворачивает все с ног на голову".
В качестве позитивного примера Радха Дамодар дас привел известного британского специалиста по новым религиозным движениям, социолога религии Эйлин Баркер, которая разработала систему информирования о религиозной палитре Англии. Теперь каждый английский школьник, нажав на кнопку компьютера, может обозреть весь спектр религиозных организаций в стране, увидеть возможности, которые они предоставляют для развития каждого своего последователя.
"Причем делается это в нейтральной форме, без политических оценок, без ярлыков и усложненностей", – добавил Радха Дамодар дас. – И, в принципе, введение преподавания основ религии в школах вызвало бурю эмоций, сомнений и непонимания во многом еще и потому, что такому преподаванию не предшествовала полная интерактивная карта религиозного мира России".
В ходе конференции прозвучали доклады известных религиоведов и госслужащих, занимающихся проблемами государственно-конфессиональных отношений. В частности, Виктор Бабинцев передал приветствие участникам от первого заместителя Председателя Совета Федерации А.Торшина, который расценил конференцию как актуальную и своевременную, а религии как "мощный общественный институт", который "своими благородными деяниями противодействует экстремизму".
Сотрудник Комитета по связям с религиозными организациями г. Москвы Марат Батыршин указал на то, что ни слова ни сказано еще о роли госорганов. По его мнению, вопросы, связанные с межрелигиозным, межнациональным согласием нельзя рассматривать в отрыве от госорганов разных уровней. Возможности религиозных организаций не безграничны. Главная ответственность за решение тех вопросов, которые сегодня беспокоят многих, лежит на государстве.
Вместе с тем, представитель московского ведомства признал слабость государственной политики в отношении религиозных организаций. Иными словами, нет четко сформулированной государственной политики межконфессиональных отношений. По мнению эксперта, ситуация в регионах существенно отличается от той, которую можно увидеть из Кремля. Поскольку все привыкли к стабильной ситуации в Москве, где на это обращают более серьезное внимание. "В Москве, – напомнил М. Батыршин, – насчитывается 1000 организаций, принадлежащих к более чем 40 деноминациям".
М. Батыршин также обратил внимание собравшихся на то, что в регионах может быть, например, больше неправославных. А вообще роль религии сейчас в мире значительно отличается от той, что была раньше. Теперь в мире преобладает светскость. Руководству Москвы приходится подходить к этому разнообразию дифференцированно, не отдавая предпочтения той или иной конфессии.
Раввин Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР) Зиновий Коган обратил акцентировал внимание на проблеме современного прочтения священных текстов. Он призвал создать при МАРСе постоянную теологическую комиссию. Смысл ее в том, чтобы совместно заслушивать положения Библии, Корана и других Писаний, а потом обсуждать их. Ведь каждая религия – это образ жизни. Меняется жизнь, меняется и прочтение текстов.
В качестве печального примера раввин привел террористок-смертниц. Ведь они не были бедны. Не было это, на его взгляд, и местью. Проблема, опять-таки, в неправильном толковании и прочтении Писаний. "В Библии и Коране мужчину и женщину за внебрачную половую связь приговаривали к смерти, – сообщил раввин. – Изнасилованная женщина обречена на одиночество, строго говоря, на смерть. Вот вам и готовая живая бомба. Так что без мудрого учителя это нельзя читать, как читают, скажем, роман".
Главной же религией раввин З. Коган метафорично назвал государство – "поскольку оно нас всех связывает". "Есть кто-то, кто позаботится обо всех".
По мнению раввина, государство – это также и "самая главная благотворительная организация". "Только оно может снизить цены на лекарства, на похороны".
Анатолий Красиков рассказал, однако, и о зарубежном опыте, из которого явствует, что все же не только государство может по-настоящему заботиться о милосердии. Ученый привел пример Франции и Италии, где действуют "полугосударственные благотворительные организации".
Заместитель председателя Российского Союза Евангельских христиан-баптистов Виталий Власенко заявил о необходимости новой концепции государственно-конфессиональных отношений. Однако А. Красиков возразил, подчеркнув тот факт, что государство вполне устраивает принцип двусторонних отношений.
Государственный советник президента Калмыкии, докторант Российской академии госслужбы Елена Поканинова поделилась опытом государственно-конфессиональных отношений в Калмыкии, где очень велико число молодого населения и где существуют давние буддийские традиции.
Епископ Российской церкви христиан веры евангельской Павел Бак выразил свое несогласие с ранее высказанными точками зрения на доминирующую роль государства в деле воспитания молодежи. На самом деле, это обязанность семьи. Воспитание детей должно быть передано религиозным организациям, если те в том заинтересованы. По мнению П. Бака, возложение воспитания на школу – это еще одна ошибка, которую могут допустить религиозные организации.
В своем дальнейшем выступлении вице-президент ЦОСКР Радха Дамодар дас сообщил о том, что прошлой осенью Руководящий совет этой религиозной организации принял документ "Социальное служение вайшнавов российских Обществ сознания Кришны" и обещал в скором времени опубликовать его.
Также Радха Дамодар дас подробно остановился на реальном социальном служении верующих людей – вайшнавов и всех других. Он напомнил о том, что сейчас в России насчитывается 5 млн алкоголиков, что "угрожает невоспроизводством этноса", около 3 млн наркоманов, 5 млн психически больных, 12 млн инвалидов. Теперь еще появились даже реабилитационные центры для… детей-алкоголиков! А девочки рожают уже в 5-м классе… "Именно на преодоление этих негативных явлений должна быть направлена сейчас духовная воля верующих людей, – убежден он. – И это должно послужить консолидации религиозных организаций".
В прениях выступили генерал-майор Юрий Киршин, интересным образом проанализировавший нравственный аспект современной ядерной и другой военной безопасности, профессор МГУ Игорь Яблоков, раскрывший суть религиозной толерантности и напомнивший о необходимости постоянного межрелигиозного диалога, главный редактор журнала "Религия и право" Роман Лункин, прояснивший реакцию общества на православные инициативы, лютеранский пастор Виктор Алиев, а также другие участники конференции. Яркое впечатление произвела речь председателя "Фонда развития мусульманских народов Гаяра Искандярова, который не только указал на скрытые подводные камни сращивания государства и традиционных религий, но и предложил выработать специальную "религиозную хартию".
Неожиданностью стало завершающее выступление, которое сделал соискатель центра "Религия в современном обществе" Института социологии РАН Евгений Плужников. Участников явно насторожили не только само название доклада – "Социальная стабильность: вызовы нетрадицонных религиозных организаций", но и обилие неправовых терминов, которыми оперировал будущий ученый, типа "тоталитарные секты" и "деструктивные культы". Общее настроение выступления резко диссонировало с атмосферой светской толерантности и межрелигиозного согласия, характерной для мероприятий МАРС, и потому вызвало ряд вопросов у большого числа участников заседания, в частности у известных правозащитников Сергея Бурьянова и Сергея Мозгового.