Экологические и многие другие проблемы наших дней связаны с индивидуализмом людей и чрезмерным вниманием к материальным ценностям - для их решения каждому человеку нужно проявлять больше альтруизма и заботы об обществе, заявил духовный лидер тибетского буддизма Далай-лама XIV Тэнзин Гьяцо.
Он провел на минувшей неделе в Дели учения для полутора тысяч паломников, преимущественно из России, посвященных трактату буддийского мыслителя VIII века Шантидевы "Бодхичарья-аватара" - об альтруистическом пути бодхисаттвы (подвижника, всецело посвятившего себя служению другим и стремящегося ради этой благой цели к достижению полного просветления, состояния Будды), сообщает РИА "Новости".
"Индивидуализм - это следствие неведения, близорукости и узости мышления. Любому - верующему, неверующему или даже атеисту - необходимо понимание реальной действительности. Он должен понимать, что его собственное будущее, его счастье целиком и полностью зависит от состояния всего остального общества. А значит он не должен пренебрегать общественным благом и думать лишь о себе. Если же человек думает лишь о себе, то это значит, что ему не достает понимания истинного положения дел", - сказал Далай-лама агентству.
Ссылаясь на мнение экспертов, он констатировал, что проблемы, с которыми мы сталкиваемся, например глобальное потепление, созданы самими людьми. "Мы слишком много внимания уделяем заботе об индивидуальных интересах, нам не хватает целостного подхода. Мы забываем, что каждый человек является частью общества, частью всего человечества. А ведь благополучие отдельно взятого человека целиком зависит от благополучия всех людей на планете", - убежден собеседник агентства.
По его мнению, потребительство также вызвано недостаточно глубоким пониманием реальности.
"Материальные ценности и блага могут создать комфортные условия для нашего тела, но не принесут покоя уму. У меня есть друг, он миллионер, очень богатый человек. Но одновременно он очень несчастен и одинок. Думаю, что многие русские миллионеры, люди, обладающие большими деньгами, глубоко в душе чувствуют беспокойство, находятся в состоянии стресса", - отметил Далай-лама.
Он подчеркнул, что все свои надежды связывать с материальными ценностями - ошибка.
Путь к одолению коррупции - только самодисциплина
Победить коррупцию можно, в том числе, в российском обществе, только если все его члены возьмутся за самодисциплину, сказал в интервью духовный лидер тибетского буддизма, распространенного и в России, Далай-лама XIV.
"Это единственный способ побороть коррупцию. Правоохранительные органы и другие учреждения одни с этой задачей не справятся", - заявил Далай-лама.
По его словам, коррупция - это следствие отсутствия самодисциплины.
"Самодисциплина должна опираться на нравственные и этические принципы. Например, перед вами открывается возможность, но вы понимаете, что, воспользовавшись ею, вы окажетесь вовлечены в деятельность, связанную с коррупцией. Тогда, опираясь на нравственные принципы, вы осознанно воздержитесь от такого поступка", - пояснил буддийский лидер.
Он отметил, что то же самое можно сказать и про Индию. "Это свободная, религиозная страна, однако в ней остро стоит проблема коррупции", - добавил Далай-лама.
Далай-лама и Россия
Буддизм - древнейшая мировая и одна из основных четырех традиционных религий России (признана в 1741 году указом императрицы Елизаветы Петровны). Сегодня в стране насчитывается свыше миллиона ее последователей.
Наибольшая волна распространения буддизма на территории России была отмечена в XVI-XVII веках - среди калмыков, пришедших из западной Монголии через Сибирь в Поволжье, и бурят. Эти народы приняли буддизм тибетской школы Гелугпа, главой которой и является Далай-лама.
Буддисты считают Далай-ламу (в переводе - "Океан-учитель") воплощением Авалокитешвары - будды сострадания. Далай-лама XIV (Лхамо Дхондруп, впоследствии Тэнзин Гьяцо) родился 6 июля 1935 года в деревушке Такцер на северо-востоке Тибета. В 1937 году он был признан реинкарнацией своего предшественника - Далай-ламы XIII, а в 1940 - возведен на престол.
После включения Тибета в состав Китая Далай-лама XIV в 1959 году переехал в Индию, где нашел пристанище в городе Дхарамсала. Там же обосновалось "тибетское правительство в изгнании". За просветительскую деятельность в разных станах и миротворческие усилия Далай-лама удостоен в 1989 году Нобелевской премии мира.
В России Далай-лама бывал несколько раз с краткосрочными поездками, последняя, в 2004 году в Калмыкию, была однодневной. В последующие годы российские буддисты неоднократно выражали надежду в скором времени увидеть его в своих регионах с более продолжительным визитом, однако визовый вопрос пока не удается решить, поскольку визиты духовного лидера Тибета в другие страны сопровождают ноты протеста со стороны Китая.
Ежегодные учения для буддистов России Далай-лама проводит в Индии с 2009 года. Организаторы учений: Буддийский центр "Ринпоче Багша" (Бурятия), Центральный хурул "Золотая обитель Будды Шакьямуни" (Калмыкия), Объединение буддистов Тувы, Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма "Сохраним Тибет" (Москва).